Лихачева Ирина
Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
Тема «Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста»
из опыта работы
Содержание деятельности
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Публикация «Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста, Из опыта работы» размещена в разделах
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых важных задач нашего времени. Актуальность занятий по краеведению в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главной задачей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны. Цель: которую я ставила перед собой – воспитание духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему я знакомлю детей с Малой Родиной, с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
В настоящее время с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о народной культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Кроме того, забыты и почти не употребляются в разговорной речи потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат наш язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Работая над этой темой, я составила план по самообразованию; серию конспектов-занятий, бесед; консультации для педагогов и родителей, подобрала презентации, пользовалась виртуальными экскурсиями. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, стараюсь разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений, которые вписываются в региональный компонент.
Цель моей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре; воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, свою Родину, свою страну.
Работая над выбором темы самообразования я, прежде всего, исходила из основных приоритетов моей работы как воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Я считаю, что моя работа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных возможностей, интересов и способностей, подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Одним из главных направлений моей работы является нравственное воспитание дошкольников.
Я убеждена, что воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры.
Существенным содержанием краеведения являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Краеведение в ОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Основная цель работы «Краеведение в детском саду» помочь каждому ребенку понять, что значит для него Родина
Цель работы с детьми : Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, о родном селе, о родном крае, о родной стране.
Задачи для работы с детьми :
1. Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, односельчанам.
2. Знакомить с понятием «Родина Россия» через ознакомление с родным домом, родным селом, родным краем.
3. Пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека, детского сада, села, страны.
4. Приобщать к русской народной культуре через устное народное творчество, изобразительное искусство.
5. Знакомить с природой, с достопримечательностями родного края, воспитывать осознанно правильное отношение к окружающему миру, родной природе.
Принципы по которым строилась моя работа :
- создание в группе развивающей, предметно – пространственной среды по краеведению
- подбор материала с учётом возрастных возможностей дошкольников
- системное планирование от простого к сложному, использование на каждом занятии наглядного материала и технических средств обучения.
- вовлечение родителей в педагогический процесс для реализации творческих задатков ребёнка
Новизна
Создание системы социализации ребенка, формирования основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка дошкольника и вовлечения детей в процесс познания родного края.
Главное
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Доступность
Педагогический опыт может быть использован при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.
Результативность
В процессе формирования основ краеведения ребенок :
• приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
• овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
• определяет свою социальную роль;
• имеет элементарные представления об истории родного села, его достопримечательностях;
• имеет представления об особенностях народных промыслов нашего края; общие представления об уральских мастерах;
• обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
• учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
• приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
• развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
• учится самоорганизации, взаимопомощи.
Формы работы с детьми :
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсия, виртуальная экскурсия;
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные);
• презентации;
• праздники и досуговые мероприятия;
• оформление тематических альбомов.
Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю,
прежде всего попыталась сама узнать его, продумала, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только в нашем крае.
Формы и методы работы в направлении краеведения :
Ведущей формой работы по краеведению являются занятия по познавательному развитию, которые активизируют мыслительную деятельность. С этой целью я использую приемы сравнения (например, сравниваем современную куклу и тряпичную куклу наших бабушек из прошлого, задаю вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты ( например: свойства глиняной игрушки и деревянной)
Были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности: «Родословная – старинная русская традиция», «Богатыри земли русской», «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Провела НОД: «Вот моя деревня – вот мой дом родной», «Лес – это богатство», «Правила поведения в природе», «Подводный мир нашего озера», «Моё родное село», «Праздники на Руси», «Откуда хлеб пришёл»и др.
Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как
самостоятельная форма работы с детьми на разные темы «История села «Мостовское», «Как люди помогают лесным обитателям», «Кто такой русский богатырь», «Какие птицы обитают на озере», «Какую одежду носили на Руси», «Профессии на селе», «Где я живу» и др.
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, сопровождаю его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Вопросы, заданные детям в процессе рассказа, активизируют внимание детей, побуждают к логическому мышлению (Почему так называют наше село? т. д.)
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению : «Потешки – помощницы», «Наша добрая матрешка», «Секреты бабушкиного сундучка» позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным, поэтому читали художественные произведения, русские народные сказки (драматизация, различные виды театров, знакомились с устным народным творчеством: заучивали потешки, пестушки, песенки, приговорки, заклички; загадки, пословицы, поговорки; народные игры. Ребята с удовольствием играли в русские народные игры не только во время проведения праздников, но и во время прогулок на улице, в свободной деятельности.
Оформила картотеку «Хороводные игры».
Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:«Найди герб», «Собери герб, флаг», «Угадай национальный костюм», «Дуб и его друзья», «Кто живет в лесу» Разработала ряд дидактических игр по ознакомлению с селом «Где я нахожусь», «Узнай и расскажи» с природой «Съедобное - несъедобное» и др, трудом земляков «Кто потрудился?» Широко использую русские народные игры
Работа по ознакомлению с достопримечательностями, предприятиями села и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт : «Комбайнеры»; «Путешествие по городу (селу)»; «Экскурсия в музей»; «Автовокзал»; «Библиотека»; «Стройка»; «Семья» и др.
Задумывается сюжет игры - это начало развертывания интересной и увлекательной игры и появляются «Экскурсоводы», «Путешественники», «Конструкторы», «Рабочие», «Сварщики», «Шоферы».
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок. Особенно нужно отметить педагогическую ценность коллективного продуктивного труда по созданию коллажей, макетов («Улица нашего села», «Лес» и др., где у детей помимо других социальных качеств, формируется чувство ответственности за свою работу, как частицу общего труда.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным
разнообразием родного села. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация
дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом и родителями новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например, таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным
образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности
обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Виртуальная экскурсия представляет собой программно- информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
У виртуальных экскурсий нет границ, они позволяют посетить различные места села,
родного края не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно
повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться
такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей -
необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-
музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение,
воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует
воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса,
эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих
способностей. Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества с семьей. Я считаю,что мини-музеи приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности. В детском саду оформили мини –музей «Матрешка –матрешечка», «Обрядовые куклы».
Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой
деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда
связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического
использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается
приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. В группе есть «коллекция старых открыток», «коллекция ракушек», «Старых пуговок». Дети любят приносить вещи из домашних коллекций. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе, которые использую в работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей развивающей предметно - пространственной среды, так называемых – уголков краеведения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в уголке краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально- нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране. Предлагаемый детям материал в уголке меняю в зависимости от изучаемых тематических недель. Содержание материалов зависит от возраста детей. В группе оформлены альбомы : «Я и моя семья», «Как мы отдыхаем с семьей», «Достопримечательности нашего села» «Моя Россия», «Лекарственные растения нашего края»;стихи, рассказы, картинки по теме, художественная литература о родном крае, о Москве; куклы в русских костюмах, рисунки «Мой дом, моя улица», «Герб, флаг», атрибуты музыкально - театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещётки и т. д.).,картинки о различных праздниках, в том числе народных и т. д.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народные праздники, краеведческие викторины, тематические развлечения (о труде, родной природе, о хлебе, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край, является логическим и эмоциональным завершением работы по краеведению. Ребята живо и эмоционально участвовали во всех мероприятиях. Особый интерес дети проявляют к народным играм и знакомству с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа и содержат неповторимый русский колорит. Ребята знакомятся с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Мероприятие, которое особенно детям очень понравилось «Посиделки с русским чаем». Так как тематика мероприятия соответствовала моей теме по самообразованию, и я с удовольствием проявила себя в качестве и сценариста, и ведущей. Ребята узнали, как на Руси наши предки встречали весну.
С ребятами весело встретили «Масленицу» с помощью коллег ОУ. Мне было приятно участвовать в празднике в роли «Петрушки» Безусловно, каждый праздник насыщен играми, песнями. Мною с детьми проведены такие мероприятия как: досуговое развлечение «В сказочном Урале мы живем», посвященного народного творчеству П. П. Бажова ; физкультурные развлечения «На ладони Зауралья город Курган навеки встал»; «Молодецкие потехи», фольклорный праздник «Моя малая Родина»; досуг «Куклы из бабушкиного сундучка», «Весенние посиделки», викторины : «Полевые и луговые цветы нашего края»; «Родной свой край люби и знай», «Традиции русской семьи» и др.
С детьми постоянно прослушивали аудиотеки с записями народных песен, мелодий, сказок; разучивали танцы под русские народные мелодии с элементами русских народных танцев; пополнили уголок «Умные книги» произведениями с устным народным творчеством, русскими народными сказками; разучивали потешки, поговорки; пополнили картотеку подвижных игр и разучили их.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой
деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на
содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на
приобщение к культуре родного края.