Ольга Кирова
Методическая разработка сюжетно-ролевых игр, с учётом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка сюжетно-ролевых игр, с учётом требований ФГОС
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» п. Уральский.
Методическая разработка сюжетно- ролевых игр
в средней группе.
Автор методической разработки
Кирова О. С. воспитатель
первой квалификационной категории.
Апрель 2014 год.
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А, кем быть, решить и стать
Публикация «Методическая разработка сюжетно-ролевых игр, с учётом требований ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Сюжетно-ролевая игра «рыболовецкое судно»
Средняя группа
Цель: 1. Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.
2. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.
3. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.
4. Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта. Сети
предшествующая работа:
1. Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.
2. Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.
3. Просмотр слайдов или мультфильмов («в порту») о пароходах и работе речного транспорта.
4. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.
5. Дидактическая игра «на суше, на небе, на воде»
6. Настольная игра-лото «транспорт»
7. Аппликация «пароход на реке»
8. Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга.
9. Работа с родителями: составление рассказов о морских обитателях, помочь изготовить сети для игры.
Задачи:
взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру;
создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков игрового модуля в реализации своих замыслов;
помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации;
формировать умение творчески развивать сюжет;
развивать речевое и ролевое взаимодействие;
развивать воображение;
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.
.
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры
Задачи Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми Формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников.
Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру).
Предварительное обсуждение с детьми содержания игры.
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры. Формировать умения восстанавливать события морского путешествия, состоящего из четырех эпизодов (строительство корабля – путешествие на корабле – ловля рыбы).
Развивать умение детей взаимодействовать с партнерами по игре (капитан – матрос, -тральщик-штурвальный).
Подготовить атрибуты к игре, создать игровое пространство и заинтересовывающий момент.
Выслушать мнения детей о том, как можно быстро наловить рыбу. из чего можно построить корабль, что надо сделать в первую очередь и т. д.
Помочь детям выстроить последовательность действий в процессе игры.
С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям.
Для поддержания интереса к игре ввести новую сюжетную линию.
Способы руководства игрой. Ввести заинтересовывающий момент (письмо от Капитана Врунгеля. Где он просит помочь наловить рыбы для морских котиков).
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Задать вопросы о том, как можно наловить большое количество рыбы.
Подвести детей к решению поплыть на корабле на ловлю рыбы.
С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия.
В процессе игры поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять малоактивных детей.
Структура сюжета игры. Сюжет игры выстраивается через последовательное взаимодействие развертываемых событий. Сюжет игры :
строительство корабля – изготовление рыб
по типу оригами. рисование. Изготовление рупора, сетей. якоря
Этапы игровой деятельности
Выявление проблемы Диагностика игровых навыков, игровой среды
I. Подготовительный этап
Обрисовка сюжетной канвы Изучение литературы:
Н. Михайленко, Н. Короткова
«Организация сюжетной игры в детском саду»
С. Л. Новоселова «Игра дошкольника»
Организационная работа Чтение художественной литературы:
С. Козлов «В порту»; В. Сутееев «Кораблик»; В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?».
Чтение рассказов из детских энциклопедий на морскую тему.
Рассматривание иллюстраций с изображений различных кораблей, «Атласа мира».
Продуктивные виды деятельности:
Изготовление атрибутов к игре (якорь, цепь, рупор.)
Рисование на тему:
«Плывет кораблик по волнам», «Ветер по морю гуляет»
Аппликация на тему:
«На дне морском», «Корабль»
Конструирование на тему:
«Кораблики из геометрических плоскостных фигур», «Лодочка», «Кораблик в порту».
Просмотр мультфильма «Веселые путешествия»
Беседы с детьми на тему:
«На чем я путешествую», «Если бы я был капитаном судна», «Кем быть?»
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Кто что услышал?», «Что рассказало море?». Разработка конспекта игры «рыболовецкое судно».
Организация игрового пространства, подбор и подготовка воспитателем материала для игры:
–тральщик
–штурвальный;
– матросов;
– капитана.
Взаимодействие с родителями Оформление фотогазеты «Юные путешественники».
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «рыболовецкое судно»
II. Основной этап
Систематизация информации Принятие детьми на себя роли.
Обсуждение содержания игры.
Организация игрового пространства: корабль (игровой модуль, штурвал, бинокль, якорь, цепь, бескозырки, фуражка капитана, сети, рыба., аудиокассета со звуками природы). Обеспечение руководства:
– распределение ролей;
– взятие на себя второстепенной роли;
– обсуждение содержания игры-вопросы;
– руководство организацией игрового пространства.
Игровая деятельность детей. Игра.
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.
Взаимосвязь с партнером по игре. Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.
Обучение элементам развития сюжета.
Использование в игре предметов-заместителей.
Принятие на себя второстепенной роли.
III. Заключительный этап
Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе. Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.
Диагностика игровых умений детей.
Схема этапов проведения игры.
1 . этап:
Сюжетные линии игры : рыболовецкое судно.
Капитан матрос
Действия:
Капитан - смотрит в бинокль, говорит в рупор, даёт указания, прокладывает путь.
Матрос - выполняет указания капитана, стоит за штурвалом, ремонтирует корабль, проверяет оборудование
2. этап:
Сюжетная линия игры : рыболовецкое судно.
Капитан матрос
Штурвальный
кок
Действия:
Капитан- осмотр корабля, говорит в рупор, даёт указания, прокладывает путь.
Матрос - выполняет указания капитана, ремонтирует корабль, ловит рыбу, ремонтирует судно.
Штурвальный - стоит за штурвалом, смотрит в бинокль, следит за оборудованием, выполняет указания капитана.
Кок- готовит пищу, выполняет указания капитана, кормит команду, накрывает на стол, составляет меню.
3этап:
Сюжетная линия : рыболовецкое судно.
капитан матрос
штурвальный
тральщик
кок
Действия:
Капитан - осмотр корабля, говорит в рупор, даёт указания, прокладывает путь.
Матрос - выполняет указания капитана, ремонтирует корабль, ремонтирует судно.
Штурвальный - стоит за штурвалом, смотрит в бинокль, следит за оборудованием, выполняет указания капитана.
Кок - готовит пищу, выполняет указания капитана, кормит команду, накрывает на стол, составляет меню.
Тральщик - ловит рыбу сетями, укладывает рыбу в тару, следит за косяком рыб по эхолоту, чинит сети и оборудование.
4 этап:
Сюжетная линия : рыболовецкое судно.
капитан матрос
штурвальный
тральщик
кок
шофёр
магазин
семья покупатель
Действия:
Капитан - осмотр корабля, говорит в рупор, даёт указания, прокладывает путь.
Матрос - выполняет указания капитана, ремонтирует корабль, ремонтирует судно.
Штурвальный - стоит за штурвалом, смотрит в бинокль, следит за оборудованием, выполняет указания капитана.
Кок - готовит пищу, выполняет указания капитана, кормит команду, накрывает на стол, составляет меню.
Тральщик - ловит рыбу сетями, укладывает рыбу в тару, следит за косяком рыб по эхолоту, чинит сети и оборудование.
Шофёр – увозит рыбу, осматривает машину, ремонтирует.
Магазин – принимает рыбу, продаёт, заказывает.
Семья- покупают, готовят,употребляют.
Покупатель- (кафе, ресторан, столовая и т. д.)- покупают, готовят, продают, подают.
Атрибуты к игре: бушлаты, бескозырки, воротник, фуражка, сети, рыба, инструменты, эхолот, бинокль, рупор, штурвал, якорь, трап, тара для рыбы, посуда, одежда для кока.