Ольга Зало
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей подготовительного возраста «Медицинский центр «Панацея»
▼ Скачать + Заказать документы
етодическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей подготовительного возраста
«Медицинский центр «Панацея»
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей подготовительного возраста „Медицинский центр „Панацея“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Игра – основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере ребёнка. Она создаёт зону его ближайшего развития. Основным видом игры ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Её источник – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций – мышления, памяти, воображения, внимания, речи и некоторых видов детской деятельности. При этом, детская игра, по выражению Г. Г. Кравцова, «…это не отражение взрослого мира, а вхождение в мир человека». Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – один из важнейших условий развития полноценной творческой игры.
«…Играя, дети активно экспериментируют с образами социальных отношений взрослых – через варьирование и достраивание сюжета, интерпретацию содержания игровой роли, субъективное переживание игровых событий…Благодаря этому, общие смыслы и мотивы деятельности взрослых перестают быть для ребёнка чем-то готовым, что предстоит лишь вычитать из «текста» игровой роли…» (В. Т. Кудрявцев). Причём, главное не количество сведений, получаемых дошкольником, а качество их усвоения. Для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из её возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребёнка.
В исследованиях Е. В. Зворыгиной представлен комплексный план руководства игрой, включающий в себя 4 основных компонента. Первый компонент метода – это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». Педагог расширяет представления воспитанников на прогулках, при чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, в беседах и познавательных рассказах об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых. Это содержание, по мнению автора, при определённых условиях может стать источником развития замысла игры детей. Одним из таких условий выступает второй компонент метода – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребёнка в игровой условный план. Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются и следующие два компонента: своевременное изменение развивающей игровой среды и общение с ребёнком во время игры. Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра организуется как самостоятельная деятельность детей, и постепенно становится творческой и саморазвивающейся.
Актуальность выбранной темы
Чтобы Мы с Вами не определяли в качестве приоритетов в своей жизни, какие бы изменения и перемены не планировали, — «здоровье» всегда является главным нашим спутником. От него во многом зависят наши возможности, наши амбиции, наши достижения и как результат – длина и плодотворность нашего пути под названием «жизнь».
Игра учит вживаться в образ того или иного персонажа, врача, больного, медсестры, лаборанта. Игра способствует социальной адаптации ребенка в кругу сверстников, развивает речевые навыки, психические процессы, позволяет обогатить знания по образовательным областям, активировать и обогащать словарь. В процессе игрового взаимодействия под руководством взрослого, у детей формируется общительность, воображение, артистизм. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Задачи:
1. Образовательные:
-расширять у детей представления о труде работников медицинского центра;
-ознакомить детей с профессиями в центре;
-учить называть врачебные принадлежности в соответствии с их назначением.
-формировать умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;
2. Развивающие:
-развивать умение принимать на себя роль и обозначать ее для партнера;
-развивать умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия;
-социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
3. Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Словарная работа: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, лаборант, градусник, рецепт, шпатель, термометр, тонометр, пинцет, шприц, лаборатория, анализы.
Предварительная работа
1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
2. Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
3. Рассказ воспитателя о работе врача в медцентре, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.
4. Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.
5. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)
6. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу», «Травмпункт», «Роль лекарств и витаминов», «Кто нас лечит», «Значение занятий физкультурой и спотом для сохранения здоровья», «Сохрани свое здоровье сам», «Подружись с зубной щеткой», «Осанка – красивая спина», «Врачи – наши помощники», «Знакомство с лекарственными растениями нашей местности», «Полезные продукты».
7. Чтение литературных произведений о работе врача: (Б. Житков «Обвал», С. Маршак «Ледяной остров» Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».)
8. Дидактические игры : «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий», «Ясочка простудилась»
9. Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».
10. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудиозаписи.
11. Лепка «Подарок для больной Ясочки».
12. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Совместная продуктивная деятельность
Продукт Вовлечение детей
1. Изготовление градусника, шпателя. Самостоятельное вырезывание из картона деталей, наклеивание.
2. Изготовление горчичников. Вырезывание из желтой бумаги горчичников.
3. Изготовление медицинских карточек. Медицинские карточки из бумаги, сложенной пополам со своим логотипом.
4. Таблица для окулиста. Рисование таблицы с картинками для окулиста.
5. Лепка лекарств. Лепка из соленого теста лекарств.
6. Плакаты «Здоровый образ жизни». Самостоятельный отбор картинок для каждого плаката, вырезывание и наклеивание.
7. Изготовление буклетов «Полезные и вредные продукты» Самостоятельное сворачивание листа в буклет, зарисовка продуктов.
8. Изготовление визиток медицинского центра. Самостоятельное рисование по заданной теме.
9. Составление схемы «Закаливание» Самостоятельное рисование основных моментов в закаливании.
10. Изготовление буклета «Осторожно, COVID !» Самостоятельное рисование основных мер по предотвращению распространения инфекции.
Проведение игры
Во время проведения игры учить развивать и обогащать сюжет игры «медицинский центр» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать дружеские взаимоотношения, учить до начало игры распределять роли, подготавливать необходимые условия договариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями, вовлекая наибольшее количество участников; создавать условия для формирования коммуникативных данных воспитанников; учить оценивать результат собственных игровых действий. Игра не строго регламентирована и не загнана в жесткие рамки сюжета, есть только примерное содержание игровых реплик. Именно поэтому дети смогут самостоятельно разворачивать и дополнять сюжет в соответствии со своим замыслом, импровизируя и пробуя новое. Впоследствии игру можно объединять с другими играми: «Аптека». «Скорая помощь», «Больница», «На прививку», «Медкабинет», «Поликлиника».
Игровые роли Ролевые действия Примерный диалог Атрибуты
Запись на прием в медцентр
Администратор Отвечает на телефонные звонки или лично ведет запить на прием. Задает вопросы по вопросу обращения, записывает на прием, подбирает подходящее время приема, напоминает, что нужно с собой взять и рекомендации по профилактике заражения инфекции. «Здравствуйте! Медицинский центр «Панацея»! Меня зовут….Чем я могу вам помочь?
У вас первичное обращение? Что вас беспокоит? Вас записать на прием к….? Когда Вам удобно будет?
Я Вас записала ко врачу…. кабинет №…. Не забудьте с собой принести необходимые документы для приема…. Компьютер, бейдж, телефон, костюм администратора.
Прием пациента
Пациент Подходит в регистратуру…. Называет время и кабинет посещения врача. Следует инструкциям администратора. Здравствуйте, меня зовут… Я пришел на прием …. Личная медицинская книжка
Администратор Здоровается, уточняет фамилию пациента, ищет его медицинскую карточку, предлагает пройти в гардероб. «Здравствуйте, меня зовут…Назовите, пожалуйста, причину Вашего обращения…
Сейчас я найду Вашу карточку, назовите,пожалуйста, ваш адрес и фамилию. Немного подождите, присаживайтесь, сейчас за Вами придет медсестра и проводит Вас в кабинет.
На приеме у врача
Врач-терапевт Сообщает о своей специализации. Ведёт приём пациентов Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам-специалистам. Делает записи в медкарте. Здравствуйте, меня зовут…. я врач-терапевт. Что Вас беспокоит? Сейчас я Вас осмотрю и выпишу направление в другим специалистам. Компьютер, халат, шапочка, перчатки, градусник, тонометр, фонендоскоп, шпатель, рецепт, направление, кушетка, карта пациента.
Пациент Рассказывает доктору о своей причине обращения, внимательно слушает инструкции и рекомендации доктора. Здравствуйте, у меня болит….Помогите мне, пожалуйста… Личная медицинская карточка
Врачи узких специальностей
Окулист Осматривает пациента, расспрашивает о возникшей проблеме, дает рекомендации по охране зрения: поменьше смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Здравствуйте, что Вас беспокоит? Я сейчас Вас осмотрю…. Давайте, сначала проверим Ваше зрение… Сейчас я Вам расскажу правила охраны зрения, дам рекомендации. Таблица для проверки зрения, заслонка, рефлектор, брошюры по охране зрения.
Врач-травматолог Сообщает о своей специализации. Принимает больных с ушибами, порезами, ожогами. Назначает лечение. Здравствуйте, что Вас беспокоит? Что случилось? Сейчас я Вам выдам направление на рентген, назначу дальнейшее лечение. Компьютер, перчатки, карточка, кушетка, направление, рецепт.
Рентгенолог Опрашивает пациента, выясняет причину визита Здравствуйте, на что жалуетесь? Давайте пройдем к рентген-аппарату и сделаем снимок. Кресло, рентген-аппарат, фартук.
Лаборант Забор материала для анализов у пациента, подготовить посуду, поместить реактивы, исследование, оформление результатов. Добрый день. Присаживайтесь
,пожалуйста….Ваше направление?
Подготовьте, пожалуйста, руку для забора крови (поднимите рукава, положите ее на валик). Пробирки, шприцы, вакуумная система, перчатки, манипуляционный стол, стул, валик, контейнера, жгут
Хирург Хирург прощупывает внутренние органы, руки, ноги. Спрашивает у больного, падал он или нет. Просит его присесть, наклониться, подвигать головой, руками, ногами. Здравствуйте, какие у вас жалобы? Давайте я Вас посмотрю. Поднимите, пожалуйста руку (ногу, согните. Сейчас я Вам выпишу направление на рентген и мы посмотрим потом на результат рентгена. И дальше я назначу Вам лечение. Направления, компьютер, перчатки, кушетка.
Кардиолог Кардиолог слушает биение сердце, считает пульс, снимает электрокардиограмму. Добрый день. На что жалуетесь? Сейчас я вас послушаю…Пульс у вас в норме…Ложитесь, пожалуйста, на кушетку, я сниму у Вас электрокардиограмму…. Все, можете вставать. Электрокардиограф, электрокардиограмма, фонендоскоп, кушетка, перчатки.