Матвеева Ирина
Сценарий мероприятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в формате игры «Своя игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Росинка» г. Юрги
Методическая разработка интерактивной игры
«СВОЯ ИГРА»
(по формированию финансовой грамотности старших дошкольников)
Авторы-составители:
Донгаузер Алла Анатольевна, воспитатель
Матвеева Ирина Владимировна, воспитатель
Публикация «Сценарий мероприятия по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в формате игры „Своя игра“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
г. Юрга, 2023 год
Пояснительная записка
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - одно из главных направлений в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неразделимой от ребенка с младших лет его жизни. Именно дошкольный возраст является самым эффективным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как бережливость, ответственность, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для развития финансовой грамотности.
Интерактивные технологии все более плотно входят в нашу жизнь. Сегодня ДОУ не может оставаться в стороне от современных информационных технологий. Нами была создана игра и упражнения с применением ИКТ, которые побуждают интерес у детей к финансовой культуре, повышают компетентность родителей в воспитании финансово грамотного человека.
Интерактивные игры позволяют формировать у детей систему финансовых знаний. Использование интерактивных игр по финансовой грамотности детей наравне с традиционными методами обучения, повышает эффективность образования и воспитания детей, а также усиливает уровень восприятия информации.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование интерактивных игр и упражнений.
Задачи:
- привлекать внимание детей и родителей к вопросам финансовой грамотности с помощью интерактивных игр и упражнений;
- закреплять знания о названии, достоинстве монет и купюр, развивать умение ориентироваться в цене товара;
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции при работе с ИКТ.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, игровые столы, сигнальные карточки, ручки, бумага.
Рекомендации для проведения игры : в игре могут принимать участие 2 команды или несколько участников (каждый играет за себя). Ведущий зачитывает вопросы, команды или участники (участник) поочередно отвечают.
Игра состоит из пяти раундов: «Мульти-пульти», «Загадки», «Ребусы», «Финансовые задачи», «Народная мудрость». Вкаждом раунде по четыре задания определенной стоимости. Выбирать вопросы игроки могут в любой последовательности. Чем дороже стоимость вопроса, тем он сложнее. Если команда дает правильный ответ, то заработанные баллы зачисляются на ее счет. Если команда отвечает неправильно, то баллы вычитаются с ее счета, и этот вопрос переходит команде соперников. В каждом разделе для проверки ответа необходимо кликнуть на знак «ответ». Для того чтобы перейти к табло нужно кликнуть на знак «домик». Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов за правильные ответы.
Содержание методической разработки
интерактивной игры «СВОЯ ИГРА»
по формированию финансовой грамотности старших дошкольников
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Скажите, а вам интересно знать, откуда берутся деньги, как научиться бережно к ним относиться, как экономно тратить их? (ответы детей)
Ведущий: Сегодня у нас в гостях интересная и увлекательная игра, которая называется «Своя игра». Для того, чтобы начать игру, вам необходимо разделиться на две команды (происходит деление на команды).
Ведущий: Игра поможет вам разобраться в ваших вопросах, поможет стать вам финансово грамотными, что очень важно в современном мире. Сначала я познакомлю вас с правилами этой игры, они не сложные, но их нужно запомнить, чтобы лучше ориентироваться в игре и быстро находить решение (знакомит присутствующих с правилами игры).
Ведущий: Команды готовы и пора приступить к заданиям первого раунда. Посмотрите на экран. Мы начинаем первый раунд!
Первый раунд «Мульти-пульти» (на экране появляются вопросы определенной стоимости, первая команда выбирает вопрос и отвечает на него, получает баллы, затем передается право выбора вопроса и ответа на него другой команде).
10 В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? (колобок)
20 Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (золотая антилопа)
30 В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (репка)
40 В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко)
Второй раунд «Загадки» (на экране появляются вопросы определенной стоимости, первая команда выбирает вопрос и отвечает на него, получает баллы, затем передается право выбора вопроса и ответа на него другой команде).
10 В магазине каждый день
Всем работать им не лень.
Платье, шкаф и огурцы
Нам предложат… (продавцы)
20 Эта милая свинушка
Не забава, не игрушка.
В ней храню я не секреты,
А обычные монеты.
У нее на спинке дырка,
Это детская … (копилка)
30 Это кожаный плоский предмет
Для хранения купюр и монет.
Мы идем в магазин иль ларек
И с собою берем … (кошелек)
40 Ею можно за все заплатить.
Хоть в выходной, хоть на 8 марта.
Пойти в кино иль в магазин сходить.
Нам пригодится банковская … (карта)
По окончанию двух раундов проводится физминутка «Покупка» :
«Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)».
Третий раунд «Ребусы» (на экране появляются вопросы определенной стоимости, первая команда выбирает вопрос и отвечает на него, получает баллы, затем передается право выбора вопроса и ответа на него другой команде).
10 Картинки банка инота - (банкнота)
20 Банан и «К» - (банк)
30 Кот «П» лейка - (копейка)
40 Принц, быль, соль - (прибыль)
Четвертый раунд «Финансовые задачи» (на экране появляются вопросы определенной стоимости, первая команда выбирает вопрос и отвечает на него, получает баллы, затем передается право выбора вопроса и ответа на него другой команде).
10 Вопрос: Слово рубль произошло от слова – рубить, а от какого слова произошло слово – копейка?
Правильный ответ: слово копейка произошло от слова – копьё, потому что на монетке было изображение всадника с копьем.
20 Вопрос: Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид. Никто ее не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Варианты ответа:
• зайцам нужно снизить цену;
• отдать нуждающимся;
• выбросить, если товар испорчен.
30 «Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось
лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого -
наоборот. И пришла людям в голову мысль: Вопрос: Что придумали люди, чтобы решить эту проблему?
Правильный ответ: можно меняться продуктами своего труда. «Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки похлёбки». Так появился бартер (обмен) - предшественник современных денег.
40 Вопрос: «Дети любят мороженое. Вы пришли в магазин, чтобы купить мороженое, которое стоит 6 рублей. В вашей копилке есть монеты номиналом 5р, 2р, 1р. Подберите несколько вариантов ответов, чтобы купить мороженое».
Правильный ответ: 5+1; 2+2+2; 1+1+1+1+1+1; 2+2+1+1; 2+1+1+1+1.
Пятый раунд «Народная мудрость». Командам необходимо продолжить пословицу (на экране появляются вопросы определенной стоимости, первая команда выбирает вопрос и отвечает на него, получает баллы, затем передается право выбора вопроса и ответа на него другой команде).
10 «Без копейки …. нет» (рубля)
20 «Уговор дороже ….»(денег)
30 «Без труда не выловишь …. из пруда» (рыбку)
40 «…. рубль бережет» (копейка)
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами с помощью увлекательной игры выяснили, что деньги надо тратить разумно, бережливо. Расходы нужно планировать, это поможет экономить. Помните, что сэкономленные деньги можно откладывать в копилку. Эти сбережения потом пригодятся для того, чтобы купить то, что вам нравится. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Вам понравилась эта игра?
Рефлексия: (предоставляется детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончанию игры).
Ведущий: А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда - умным станешь ты тогда!