Наталья Холод
Современные воспитательные технологии и их использование в практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.
Публикация «Современные воспитательные технологии и их использование в практической деятельности» размещена в разделах
Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности воспитанника в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы.
Феномен воспитательной системы в педагогической теории и практике проработан в достаточной степени. Необходимость ее создания в заведениях, как правило, не вызывает сомнений. Воспитательные технологии также признаны в педагогике эффективным средством развития воспитательного процесса.
Актуальным в этой связи становятся определение места и роли воспитательных технологий в воспитательной системе, особенностей личностно-ориентированных воспитательных технологий; создание условий и организация процесса использования воспитательных технологий.
(Слайд 2)
Цель - изучение воспитательных технологий в современных реабилитационных заведениях.
Основные задачи:
• раскрыть сущность понятия «воспитательные технологии» и пути совершенствования воспитательной работы;
• проанализировать идеи воспитания человека педагогов XX1 века;
• обозначить основные причины актуализирующие проблемы воспитания молодежи в современном обществе.
Гипотеза - если применение воспитательных технологий в системе современных реабилитационных заведениях результативно, то повышается экономическое и политическое развитие РФ.
Теоретические основы воспитательной технологии
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
(Слайд 3)
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
(Слайд 4)
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности.
(Слайд 5)
Содержанием воспитательных технологий являются :
• Научно обоснованные социализированные требования
• Передача социального опыта
• Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
• Социализированная оценка ребенка
• Организация творческого дела
• Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
(Слайд 6)
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
• Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
• Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
• Содержательная (предметная) деятельность
• Завершение
• Проекция на будущее
Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств :
Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.
(Слайд 7)
Воспитательские технологии могут различаться по разным основаниям:
1. по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
2. по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
3. по возможностям воспитательских средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
4. по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
5. по подходу к ребёнку
Проявления воспитательной культуры педагогов приближаются к технологиям при наличии определенных условий. В первую очередь это должны быть общеизвестные, относительно массовые способы и формы взаимодействия с детьми. Во-вторых, в профессиональной деятельности необходимо выявить типичность, устойчивость, которую можно было бы выделить и описать. В-третьих, способ взаимодействия должен включать в себя потенциальную возможность достижения конкретного результата.
(Слайд 8)
Указанным критериям, по мнению Полякова, соответствуют такие современные воспитательные технологии, как:
1. Творческое коллективное дело.
2. Диалог "педагог-воспитанник".
3. Проблемная работа в группах. (в рамках такой деятельности проводят обсуждение ситуаций, диспуты, дискуссии, разрабатывают проекты и пр.)
4. Тренинг общения.
5. Здоровьесберегающие технологии
(Слайд 9)
Технология КТД Игоря Петровича Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития ребенка, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
(Слайд 10)
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД ( пример: “Трудовой десант”) (Слайд 11)
Интеллектуальные КТД ( пример: “Брейн-ринг”(Слайд 12)
Художественные КТД ( пример: художественно-эстетическое творчество (Слайд 13)
Спортивные КТД ( пример: “Спартакиада”) (Слайд 14)
Экологические КТД ( пример: забота о живом мире природы)
(Слайд 15)
Диалог «педагог - воспитанник»
Самое распространенное воспитательное «дело» — разговор педагога с воспитанником не только интуиция педагога, но и специальные технологические знания.
В каждой конкретной ситуации цели педагога в его взаимодействии с воспитанником могут быть весьма различными: вызвать размышления о себе, создать те или иные переживания, побудить к какому-либо решению и т. д. Но есть одно основание, без которого не может проявиться как позитивный ни один из этих результатов. Это доверие ребенка к воспитателю. И тогда доверительное отношение, его создание и развитие до каких-то уровней может быть достаточно общей целью технологии диадного педагогического общения (диадное общение — общение двух). Эта методика, которую можно смело назвать технологией, неоднократно описана Л. Б. Филоновым и другими психологами для разных случаев.
(Слайд 16)
Ситуативные технологии
(Слайд 17)
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением воспитанника в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определё нными обстоятельствами: например, в группе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры” :
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
(Слайд 18) Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – не планируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
(Слайд 19)
Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья воспитанников; создание благоприятного психологического климата в группе; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Создание благоприятного психологического климата
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт детей во время занятий. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления детей, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка в группе, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция воспитателя на желание воспитанника выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В процессе занятия у ребенка не должно возникать эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда он с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ребенок уже более спокойно реагирует на полученное замечание, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, воспитанник сразу же видит и пути их исправления. Неудача, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы над собой. Педагог поощряет стремление ребенка к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека с малых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки занятий. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Какие бы технологии не использовали педагоги в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их воспитанники, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?
Советы взрослым от детей: (Слайды 20-25)
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
• Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
• Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются :
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений
• Гуманно – личностный подход к ребёнку
• Единство обучения и воспитания
(Слайд 26)
Гуманно – личностная технология Шалва Александровича Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили являются:
• способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
• благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
• развитие и становление познавательных сил ребенка;
• идеал воспитания – самовоспитание.
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы : технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
(Слайд 27)
Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского. Идеи и принципы:
• в воспитании нет главного и второстепенного;
• воспитание – это прежде всего человековедение;
• эстетическое, эмоциональное начало в воспитании : внимание к природе, красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
• принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
• культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
• приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в реабилитационном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Воспитательные технологии имеют огромное значение в реабилитационной деятельности сегодня. Существующие в настоящее время схемы воздействия на сознание и поведение детей способствуют более быстрой их адаптации в окружающем мире. При этом все воспитательные технологии так или иначе связаны с общеобразовательными программами. Формы взаимодействия и влияния могут быть самыми различными. При выборе той или иной технологии педагог должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей.