Лилия Палилова
Методическая разработка «Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ по сплочению коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодействовать друг с другом, общаться, делать что-либо вместе. Если сотрудники относятся друг к другу враждебно, то результат общей работы будет оставлять желать лучшего. Производительность будет низкой, так как при плохой коммуникации высоких показателей добиться не так-то просто. Сплочение коллектива только в исключительных случаях происходит само по себе.
Публикация «Методическая разработка „Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ по сплочению коллектива“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.
Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи тренингов, направленных на сплочение коллектива.
Цели и методы тренингов на сплочение коллектива
Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.
Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Тренинг на сплочение коллектива №1
Цель: сплочение педагогического коллектива
Задачи:
эмоционально-психологическое сближение участников;
обучение эффективному взаимодействию в команде;
обучение умению распределять роли в команде;
развитие навыков вербального и невербального общения.
Упражнения:
«Формула моей личности»
«Ассоциации»
«Найди пару»
«Невербальный подарок»
Рефлексия
Правила работы в тренинге :
Проявлять активность;
Слушать друг друга, не перебивая;
Говорить только от своего лица
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях;
Избегать критики при выполнении упражнений.
«Формула моей личности»
Цель упражнения: развитие креативности
Время проведения: 10-15 минут
Ход упражнения:
Эту игру в ходе процедуры знакомства можно использовать в тех группах, участники которых представляются вам людьми достаточно креативными.
Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность — интересы, черты характера, таланты и др. Обычно участники изобретают формулы, напоминающие математические, — используя знаки «плюс», «минус», «умножить», «разделить», но бывают случаи, когда формулы больше напоминают химические.
Ирина = интуиция + ироничность + лень
Ольга «(0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности
После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступить перед почтенной публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как «доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту, записывает формулу и рассказывает о ней группе, так и «стендовые доклады» (в этом случае каждый пишет свою формулу на листе бумаги и прикрепляет ее себе на грудь; участники в свободном режиме передвигаются по аудитории, рассказывая о себе друг другу).
По результатам докладов тренер при необходимости может подвести итог этой «научной конференции». Можно обратить внимание на те качества и способности, которые повторяются у многих; можно, напротив, сделать акцент на том, какие все разные. Если большая часть формул (а так обычно бывает) предполагает сложение и умножение, можно подчеркнуть тот факт, что индивидуальность складывается из совокупности черт, каждая из которых по отдельности вполне может присутствовать и у кого-то другого, и все же, как известно из общей теории систем, «целое — это больше, чем сумма частей». Если же в группе отчетливо проявились «минусы» и знаки деления, можно проинтерпретировать это как стремление группы к развитию, к самосовершенствованию (а тренинг — о чудо! — предоставляет как раз такую возможность).
«Ассоциации»
Цель упражнения: развитие ассоциативного мышления, помогает лучше узнать друг друга и в своеобразной форме получить обратную связь, увидеть себя глазами других.
Время проведения: 15 минут
Ход упражнения:
Один участник выходит за дверь или поворачивается спиной ко всей группе. Остальные участники загадывают одного из них; делать это нужно так, чтобы водящий заранее не понял, кого выбрали. Далее первый участник возвращается (поворачивается лицом к группе, и его задача — определить загаданного участника. Чтобы это сделать, он просит каждого участника дать свою ассоциацию на того человека, которого они выбрали. Водящий задает направление ассоциаций. Например, он может спросить: «Если этот человек цветок, то какой?», «Если животное, то какое?» и т. п. Каждый член группы, включая загаданного участника, предлагает свой вариант ответа. Когда водящий участник догадывается, о ком все говорят, он уступает место следующему добровольцу, который хочет проверить свою сообразительность и наблюдательность, и игра начинается заново.
Чтобы усложнить задачу, можно ограничить количество вопросов (тем для ассоциаций, которые задает водящий участник. Интересный оборот принимает игра, когда участники загадывают водящего участника.
В заключение упражнения нужно обсудить с участниками, легко ли им было справляться с заданием. Участников, на которых давались ассоциации, можно спросить, что они чувствовали в процессе игры; были ли ассоциации, которые вызвали у них неприятие или которые хочется уточнить, прояснить, и т. д. У водящих игроков желательно узнать, что им помогало догадываться, кого имеют в виду остальные, чувствовали ли они разницу в интонациях, поведении участников, когда они давали ассоциации на самого себя и когда говорили о других
«Найди пару»
Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции и формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Время проведения:10-15 минут.
Дополнительные материалы: булавки и листы с героями
Ход игры:
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару.
Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т. д.
Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Пары героев:
Крокодил Гена и Чебурашка
Малыш и Карлосон
Волк и Красная шапочка
Том и Джери
Красавица и Чудовище
Винни-пух и Пятачок
Шрек и Фиона
Маша и Медведь
Аленушка и Иванушка
Илья Муромец и Горыныч
Дюймовочка и Крот
Адам и Ева
Дед Мороз и Снегурочка
Белоснежка и Гном
Мальвина и Пьеро
Кай и Герда
«Невербальный подарок»
Цель: положительное завершение тренинга и поднятие настроения участникам тренинга и развитие навыков невербального общения.
Время проведения: 5-7 минут
Ход упражнения:
Упражнение также относится к разряду невербальных. Задача каждого из членов группы — невербально показать своим коллегам, какой подарок он и дарит. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Подарком может быть как что-то конкретное — сорванные цветы, мороженое, телевизор, так и что-то очень масштабное или даже абстрактное — закаты и рассветы, звезды с неба, большое человеческое счастье.
Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.
Рефлексия:
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно в тренинге? Кому легко? Кто чувствовал психологический дискомфорт во время тренинга? Понравился ли вам тренинг?