Юлия Таранченко
Сказка как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Введение
В современном мире очень часто возникает проблема живого общения, порожденная различными причинами, одной из главнейших по праву считается застенчивость. В последнее время застенчивость стала одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Она также является одной из наиболее частотных проблем встречающихся и в детском коллективе.
Публикация «Сказка как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Следует подчеркнуть, что проблема застенчивости имеет свои корни в детстве. Прежде всего, она мешает детям налаживать климат общения со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Дети с этой проблемой стараются быть менее заметными, становятся безынициативными, и самое главное – приобретают всевозможные комплексы, из-за которых не чувствуют себя полноценными людьми.
В дошкольном возрасте к основным методам преодоления застенчивости психологи относят игры. Вместе с тем сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка.
Интерес педагогов к данной проблеме объясняется тем, что сказка учит взаимодействию с людьми не назидательным поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами.
1. Сущность понятия застенчивость, показатели и особенности проявления у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание эмоций и чувств человека необходимо начинать с самого раннего детства, потому что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Для детей, как и для взрослых, свойственны самые разные эмоциональные состояния: агрессия, страх, гнев, застенчивость, радость, сострадание и так далее.
Застенчивость - явление, гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди.
Застенчивость есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».
Составными характеристиками застенчивости являются :
-внешнее поведение человека, сигнализирующее другим "Я застенчив";
- физиологические симптомы беспокойства, например, красное от волнения лицо и т. д. ;
-внутренние ощущения неловкости и смущения, перед которыми отступают все остальные чувства.
Сопутствующие застенчивости явления :
1)Неумение детей быстро включаться в коллективную деятельность;
2) Стать полноправным членом группы;
3)Боязнь начать какие-то новые дела;
4)Страх перед темнотой, болезнью.
Ребенок не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться». На начальном этапе (если ребенок на чужих людей – кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого) следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу без необходимости приглашать чужого взрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии малыша с кем-то посторонним на прогулке. Надо учитывать, что у некоторых детей существует выборочная реакция на «чужих» - одни могут сильнее стесняться высоких громкоголосых женщин, другие – пугаться незнакомых мужчин (чаще, когда дома в окружении ребенка нет мужчин). Для выявления застенчивых детей мы можем использовать: наблюдение, ситуацию общения с незнакомым человеком, беседы с детьми, тестирование, анкетирование среди родителей и педагогов.
Немало важную роль на формирование болезненной застенчивости оказывает семья. Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.
Основными проявлениями застенчивости являются :
• Внешнее поведение ребёнка, сигнализирующее другим «Я застенчив»;
• Физические симптомы: беспокойство, например красное лицо от волнения, и т. д. ;
• Боязнь каким-либо образом проявлять себя, например таких детей ответы на вопрос едва можно расслышать или чаще ответ «Не знаю»;
• Как правило, они отклоняются от инициативы первыми начать разговор, задать вопросы и т. п. ;
• Сидят в стороне и ждут, пока кто-нибудь не предложит им поиграть;
• Избегают сложных неоднозначных ситуаций;
• Они не обращаются за помощью, если не могут сделать задание самостоятельно;
• В рассказе о себе представляют унылую картину.
В целом, у детей старшего дошкольного возраста застенчивость проявляется нерешительностью, избирательностью общения, медленной адаптацией в ДОУ, волевым, очень властным и упрямым характером, а так же ранимостью, чувствительностью и обидчивостью.
Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды.
2. Особенности сказки как продукта литературного творчества
Дошкольный возраст — это возраст сказки. Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь».
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Сказка — волшебная возможность проникнуть в душу ребенка, использующая всю силу художественных средств и воображения маленького человека. Несмотря на свою простоту (что является одной из граней гениальности сказочного искусства, классификация их неожиданно обширна и многогранна.
Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
3. Использование сказки как средства преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые».
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Сказка эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Психологи, применяющие сказки, метафоры, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.
Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
В детском саду, легко заметить, что некоторые ребята держатся особняком, не просят принять их в игры, а при обращении воспитателя краснеют и теряются. Иными словами, им свойственна застенчивость, мешающая в полной мере насладиться общением.
Нужно принимать активное участие в «сказочной» жизни ребенка: читать вместе с ним сказку, смотреть мультфильм. И тогда появится возможность внимательно и ненавязчиво проследить за его реакцией, а потом вместе с ребенком обсудить услышанное и увиденное.
Целенаправленно составленные сказки могут выступать важным средством преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста. Сказка, рассказанная вовремя, поможет ребёнку обрести уверенность в собственных силах, понять, что он нужен и важен ничуть не меньше, чем взрослый, большой человек.
Психотерапевтическое воздействие детских сказок связано с отсутствием в них прямых нравоучений. Эмоционально – чувственное восприятие мира ребёнком находится в полном согласии с иносказательным повествованием сказок, полных волшебных образов. Ребёнок многое принимает на веру и учится определять свои симпатии и антипатии по отношению к героям сказок. Детская сказка внушает ребёнку, что добро должно побеждать зло и за самой тёмной полосой в жизни обязательно будет рассвет, несущей надежду на лучшее.
Сказка как средство преодоления застенчивости должна иметь определенную направленность: укреплять у ребенка уверенность в собственных силах, развивать общение, дать свободу действия в сказочной ситуации, учить ребенка спокойно реагировать на новых людей, новые места. Героем сказки может стать сам ребенок, тогда начатый сказочный сюжет он заканчивает сам. Если сказка известная, тогда следует, используя мимику и пантомиму, разыграть ее, меняя героев сказки или сюжет.
Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием сказки
Этап Назначение Содержание этапа
1. Ритуал "входа" в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик или совершается иное "сплачивающее" действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7. Ритуал "выхода" из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились". Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.
Тематическое планирование занятий с использованием сказки в преодолении застенчивости у детей старшего дошкольного возраста
№ занятия Название сказки Цель
Занятие 1. Сказка о подсолнечном семечке. Установление контакта с детьми и снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.
Занятие 2. Сказка "Случай в лесу". Снижение тревожности, преодоление страха самостоятельных действий и повышение уверенности в себе.
Занятие 3. Сказка о Вороненке. Преодоление страха самостоятельности и боязливости.
Занятие 4. Сказка "Роза и ромашка". Повышение самооценки и уверенности в себе.
Занятие 5. Сказка "Цветок по имени Незабудка".
Снятие зажатости и скованности, повышение самооценки.
Занятие 6. Сказка про Енота. Преодоление страха в общении, умение устанавливать контакты. Снятие скованности.
Занятие 7. Сказка "Гномик". Преодоление трудностей в общении с родителями.
Занятие 8. "Рассказ про семью карандашиков". Гармонизация детско-родительских отношений.
Занятие 9. Сказка "Маленький котенок" Снижение уровня переживаний, связанных с наказанием и чувством вины.
Занятие 10. Сказка "Приключения медвежонка". Развитие умения проявлять доброту и открытость к самому себе и сверстникам.
Занятие 11. Сказка "Медвежонок и Баба-Яга". Преодоление страхов и снижение тревожности.
Занятие 12. Сказка "Маленькое облачко". Формирование позитивного отношения к своему "Я", развитие коммуникативных способностей и развитие межличностного доверия.
Занятие 13. Сказка "Березкин дом". Развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи.
Занятие 14. Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание. Преодоление нерешительности, стеснительности.
Занятие 15. Сказка про зайца. Вызвать у детей чувство сопереживания к близким людям.
Занятие 16. Сказка "Ловкая Лапка". Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
3. Рекомендации для родителей и педагогов по преодолению застенчивости у детей старшего дошкольного возраста
Родительского клуба.
Цель родительского клуба: расширение представлений родителей о способах и методах преодоления застенчивости, оказание помощи ребенку в повышении самооценки в конкретных видах деятельности, поддержание его уверенности в себе.
Задачи родительского клуба:
- познакомить родителей с закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста с признаками застенчивости, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам застенчивости у детей старшего дошкольного возраста;
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
Родительский клуб организован на базе консультативного пункта.
Мероприятия родительского клуба проводятся 2 раза в месяц в музыкальном зале.
Формы работы:
игры и упражнения;
мини-беседы, лекции;
релаксационные и динамические паузы;
моделирование проблемных ситуаций;
презентация информационных буклетов;
подвижные игры, дидактические игры;
художественно-творческая деятельность;
круглые столы;
дискуссии.
В процессе работы родительского клуба мною были составлены рекомендации для родителей и педагогов, занимающихся воспитанием и обучением детей старшего дошкольного возраста с признаками застенчивости.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Застенчивый ребенок»
Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните малышу, что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
Постарайтесь разобраться в истинных желаниях своего ребенка. Не упрекайте, а лучше объясните ему его поведение: «Я вижу что ты чувствуешь себя неуверенно, а тебе хочется играть с ребятами».
Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться.
Находясь в большом обществе, будьте рядом с ребенком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность в себе. Пусть он сам отпустит вашу руку.
Разнообразьте жизнь ребенка: ходите на экскурсии, желательно туда где ему нравиться. Не настаивайте на присоединении сверстников против его желания.
Часто ребенок боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с вопросом. Помогите ему вспомнить большинство таких разговоров, где как правило, говорят два-три человека, а остальные подают короткие реплики.
Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Существует два способа, которые помогут застенчивому ребенку быстро успокоится.
1. Глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно два вдоха-выдоха помогают снять напряжение.
2. Медленный счет про себя- до десяти и больше, если требует ситуация.
Вызывайте ребенка на откровенные беседы.
Постарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому поводу, предъявляют к нему завышенные требования, редко хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность.
Обратите внимание на то, как и что вы говорите ребенку об окружающих людях. Постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать других людей.
Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.
Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить вашего ребенка в коллективную жизнь группы.
По завершению консультации родителям выдаются памятки:
Как надо вести себя родителям с застенчивым ребенком.
- Быть очень деликатным и не разочаровываться в нем.
- Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.
- Не превращать ребенка в Золушку.
- Все делать так, чтобы малыш чувствовал себя незащищенным и зависимым от вас.
- Гасить тревогу по любому поводу.
- Повысит уровень его самооценки.
- Учить, чтобы он уважал себя.
- Хвалить и делать ему комплименты.
- Формировать уверенность в себе.
- Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.
- Любыми способами поощрять его игры со сверстниками.
- Тренировать с ним навыки общения.
- Не сравнивать его обычный внешний облик с другими.
- Не критиковать вслух ум вашего ребенка.
Ребенок должен ощущать, что он неповторим.
- Быть нежным с ним.
- Сочувствовать ему.
- Поддерживать его.
Как не надо вести себя родителям с застенчивым ребенком.
• Специально культивировать застенчивость и комплекс "Гадкого утенка" у ребенка.
• Все время подавлять унижать его, снижая уровень самооценки.
• Критиковать физические недостатки и ум ребенка.
• Подчеркивать его неполноценность.
• Высмеивать в присутствии других.
• Любыми способами провоцировать тревожность.
• Не разрешать играть с детьми и изолировать от сверстников.
• Ругать за то, что он застенчив.