Светлана Золотова
Методическая разработка. Система взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Система взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы воспитания,
используя метод проекта по теме: «Неделя добра».
Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
(В. И. Даль)
«Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями».
(М. И. Драгоманов)
Темочки:
Что же такое доброта простыми словами? Это желание делать другим приятно: совершать некие действия, которые вызывают у окружающих радость, благодарность и другие позитивные чувства. Это отзывчивость, сострадание и терпимость.
Как воспитать в ребенке это качество? В отношении маленьких детей применяются разные способы: чтение пословиц о доброте, сказок и притч, демонстрация мультфильмов. А самое главное - это пример взрослого. Личный пример – лучшее средство, чтобы что-то донести. Чему бы ни учили своих детей, они все равно будут повторять ваши поступки. Поэтому сами чаще делайте хорошее.
Как правильно воспитывать детей? Какие ценности закладывать в маленькие головки? Что в окружающем мире помогает развить мировоззрение малыша? Именно этим вопросам посвятил свою жизнь украинский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Он считал, что основой в воспитании должен быть сам ребёнок, его личность. И развивать его нужно через труд, творчество, созерцание природы и чтение книг, доброту. До сих пор эти принципы актуальны для многих педагогов и воспитателей.
Известный советский поэт П. Антокольский писал, что нужно воспитывать и учить детей, радуя их, а не пугая. Нужно открывать им яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, а не отгораживать от них этот мир забором из мертвых схем и априорных правил, выведенных к тому же из абстракций. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характернейший признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал гармоничного единства окружающих вещей и явлений - цвета, звуков, запахов, состояний, движений - как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым. Без радостного мировосприятия, без бурной радости бытия и человеческих взаимоотношений невозможно представить себе ребенка, как невозможно его представить среди прекрасного мира с закрытыми глазами.
А. С. Макаренко писал: Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания. Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Проект: «Неделя добра»
Вид проекта: информационно – практический.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)
Место проведения: ГБДОУ детский сад № 17 Приморского района Санкт-Петербурга
Участники проекта: дети средней группы «Знайки», педагоги, старший воспитатель Золотова С. Н., родители воспитанников.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Цель проекта: воспитание у детей и родителей положительных качеств, терпимости при общении с окружающими, через различные виды деятельности. Мотивировать детей и взрослых на совершение добрых дел во благо других людей.
Задачи:
• конкретизировать представления у детей и взрослых понятия «добро» и «зло» - значения этих понятий в жизни людей;
• воспитывать у детей и взрослых доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, к природе, желание оказывать помощь друг другу;
• воспитывать умение детей слушать текст, выделяя главное, знакомить с произведениями русских авторов, а также сказаниями русского народа;
• поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
• воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности.
Методы реализации проекта:
Практические:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- наблюдения.
Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры.
Наглядные:
- выставки, конкурсы;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- информационные стенды;
- личный пример взрослых
1. Понедельник
1.1. Беседа «Давай помиримся»
Цель: закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Познакомить детей с тем, как можно избежать ссоры, как помириться.
Материалы и оборудование: Художественная литература. Стихотворение А. Кузнецова «Подружки»
Вывод: в процессе беседы дети анализировали различные конфликтные ситуации и предлагали варианты их решений. Вместе мы пришли к выводу, что агрессия не помогает нам помириться друг с другом и отрицательно влияет на наше настроение.
1.2. Оформление уголка для родителей и детей «Страницы добра»
Цель: Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Материалы и оборудование: Подборка художественной литературы на тему добра, добрых поступков.
Вывод: Совместный выбор книги для чтения с родителями очень понравился детям. Вызванный интерес способствовал формированию тяги к чтению. Родители должны знать, какие книги привлекают ребенка и должны помогать им в подборе нужного материала.
1.3. Труд. Экологическая акция «Чистый двор»
Цель: Формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного и ответственного отношения к окружающей среде, развитие навыков практического решения локальных экологических проблем.
Материалы и оборудование: Грабли, перчатки, мусорные пакеты.
Вывод: На прогулке дети с удовольствием собирали камни и веточки, складывали их в мусорный пакет. Вместе с воспитателем обсуждали, что порядок должен быть везде, ведь мы сами отвечаем за все, что нас окружает.
1.4. Беседа «О добрых поступках»
Цель: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением хороших и добрых поступков.
Вывод: Дети активно участвовали в проведении беседы, рассуждали, что такое «добро» и «зло».
1.5. Сюжетно-ролевая игра по желанию («Больница»)
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.
Материалы и оборудование: белые халаты, шапочки доктора, игровой набор «Доктор»
Вывод: Степень активности детей в процессе игры была на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей игры.
2. Вторник
2.1. Труд в уголке природы.
Цель: Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями.
Материалы и оборудование: Лейки, тряпочки, клеенчатые фартуки, комнатные растения.
Вывод: У детей возникло желание принять участие в коллективном труде, аккуратно и бережно ухаживать за растениями.
2.2. Коллективное творчество «Дерево Добра»
Цель: Формирование у детей умений и навыков творческой работы в коллективе. Развитие навыков культуры общения.
Материалы и оборудование: Ватман с изображением дерева, клей-карандаш (по количеству детей, сухие листья измельченные, гуашь зеленого цвета, валик, салфетки.
Вывод: Совместная деятельность положительно повлияла на детей. Возникли эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усвоили нравственные нормы и правила поведения.
2.3. Разучивание потешек и мирилок на прогулке.
Цель: Формирование у детей навыков общения друг с другом, используя произведения детского народного творчества и произведения детской поэзии.
Материал и оборудование: «Потешки» и «Мирилки»
Вывод: Потешки и мирилки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов у детей.
2.4. «Дерево добрых дел»
Цель: Дать первоначальные представления о нравственных чувствах и эмоциях; формировать стремление быть доброжелательным и отзывчивым.
Материал и оборудование: Изображение дерева, листки бумажные, на которые записываются добрые дела детей.
Вывод: Повысилась способность детей оказывать помощь друг другу и другим людям (воспитателю, помощнику воспитателя). В обращении дети стали устанавливать контакт с помощью речевых (обращаться по имени, говорить комплименты) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения.
3. Среда
3.1. Досуг «Отгадай доброе слово»
Цель: Обогащать словарный запас детей.
Вывод: Отгадывание загадок повлияло на разностороннее развитие детей, способствовало формированию образности речи детей. Загадки развивают процесс мышления.
3.2. Сюжетно-ролевая игра «Помоги бельчонку»
Цель: Формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему, вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
Материалы и оборудование: Игрушки: бельчонок, лиса, волк, заяц, мишка и др. ; детские халаты доктора, шапочки; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.
Вывод: Сюжетно-ролевая игра имела важное значение для развития каждого ребёнка. В ней дети отображали жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относились к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.
3.3. Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Материалы и оборудование: Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», иллюстрации описанных в стихотворении ситуаций.
Вывод: Дети получили представление о некоторых отрицательных и положительных нравственных качествах (трусость, храбрость, аккуратность, трудолюбие, лень, научились понимать смысл произведения, оценивать взаимоотношения героев, их поведение, делать выводы.
4. Четверг
4.1. «Накормим птиц» - изготовление кормушек (с родителями) и развешивание их на деревьях.
Цель: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах, воспитание заботливого отношения к птицам.
Материалы и оборудование: кормушки, изготовленные с родителями, веревочки, корм.
Вывод: У детей появилось стремление беречь птиц, помогать зимующим птицам в трудное время.
4.2. «Театр на гастролях» - показ сказки «Репка» для группы раннего возраста «Ладушки».
Цель: Развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно. Воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к детям младшего возраста.
Материал и оборудование: нагрудные эмблемы с героями сказки «Репка», платок (персонаж «бабушка»)
Вывод: Дети были заинтересованными, внимательными, доброжелательными, отзывчивыми, активно включались в деятельность, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в инсценировке сказки «Репка».
5. Пятница
5.1. «Ромашка добрых дел»
Цель: Создание условия для формирования у детей доброжелательного, чуткого отношения к окружающим людям и животным.
Материал и оборудование: ромашка с лепестками, на которых написаны добрые дела.
Вывод: В ходе разговора с детьми о добрых делах, которые они могут совершать дома, на улице, в детском саду, мы убедились в наличии достаточно высоких потенциальных возможностей детей, позволяющих им понять и принять нравственные нормы.
5.2. Акция «Подари улыбку» - дарим подарки детям подготовительной группы «Весёлые ребята»
Цель: Познакомить детей с общечеловеческими ценностями. Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту, развивать навыки коммуникации.
Материалы и оборудование: аппликации «Улыбка» на деревянной палочке (по количеству детей)
Вывод: Дети получили положительные эмоции от общения и возможности подарить «Улыбку» ребятам группы «Весёлые ребята».
5.3. Выставка работ детского рисунка «Наши добрые дела»
Цель: Развитие творчества детей совместно с родителями и воспитателем.
Материал и оборудование: Рисунки детей.
Вывод: Формой взаимодействия и сотрудничества с семьей явилась совместная организация выставки работ детского рисунка «Наши добрые дела». Это мероприятие сблизило детей и взрослых.
5.4. «Книжная больница»
Цель: Воспитывать бережное отношение к книгам.
Материалы и оборудование: книги, которые нуждаются в починке, клей, бумажные полоски.
Вывод: Дети познакомились с правилами работы с книгой, пришли к выводу, что нужно аккуратно с ними обращаться.
5.5. Обобщающая беседа «Что я знаю о добре?»
Цель: Формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, самовоспитание личности ребёнка. Углубление представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Вывод: Результатом проведения беседы «Что я знаю о добре?» и недели, посвященной Добру, явилось создание положительной психологической атмосферы в группе, гармонизация детско-родительских отношений.
Таким образом результатом проекта были решены все поставленные задачи:
– у детей сформированы представления о добре, зле, есть знания о способах выражения доброты друг к другу, родным и окружающим людям; дети знают и называют пословицы и поговорки о доброте, дружбе, знают вежливые слова, умеют использовать «мирилки» в конфликтной ситуации;
– педагоги удовлетворены проведённой работой и результатом проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта, в группе созданы условия по приобщению элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (игры-мирилки, «коврик дружбы», «волшебные очки», подзорная труба, копилка добрых дел).
– у родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы, повысился уровень педагогических знаний в области межличностного общения с ребёнком.