Марина Трушкина
«Путешествие в песочную страну». Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка сценария образовательной деятельности по познавательному развитию
с детьми средней группы компенсирующей направленности (ОНР)
«Путешествие в песочную страну» 2024 год
Автор-составитель : Трушкина Марина Александровна, воспитатель
Публикация «„Путешествие в песочную страну“, Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы» размещена в разделах
- День песка. Сценарии развлечений
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, творческая. продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественного слова, изобразительная.
Педагогические технологии: проблемно - игровая, экспериментирование и элементы исследовательской деятельности.
Цель: развивать познавательные способности детей с помощью техники рисования песком.
Задачи:
Образовательные :
- Совершенствовать предметно-игровую деятельность.
- Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности : пальчиковые игры с предметами и песком; аппликация с использованием цветного песка.
Развивающие :
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, тактильной чувствительности, как основы “ручного интеллекта”.
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов.
- Развивать внимание, слуховое восприятие, память.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, умения работать в группе, в паре.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, создавать эмоциональный комфорт.
Речевые:
- Развитие активной речи ребенка через тренировку движений пальцев рук.
Предварительная работа с детьми : знакомство детей с кварцевым песком, с правилами работы со световым песочным столом.
Оборудование: световой песочный стол с подсветкой, кварцевый песок, набор цветных фишек с изображением цифр, геометрических фигур, фигурка животного, четыре песочницы с песком. Для зоны художника: кисти, акварельные краски, гуашь, пластилин, ватные палочки, губка, фломастеры, карандаши, маркеры, пластиковые ложка и вилка, смятая бумага/газета, пакет.
Для творческого задания на световом песочном столе : шишки, грецкие орехи в скорлупе, палочки, спилы дерева, ракушки, кораллы, бусы, шарики из пенопласта, глазки, элементы конструктора.
Для аппликации: цветной песок в стаканчиках, шаблоны Песочного человека из картона, клей.
Ход ОД.
1. Тема занятия и ритуал «входа»
Дети становятся в круг и берутся за руки.
Воспитатель - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную Песочную страну! А в песочной стране много чего? (Ответы детей)
Опыт с песком.
Воспитатель - Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами? Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?
Воспитатель показывает микроскоп. Вы знаете, что это?
Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок – это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека – частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок.
- Посмотрите, как высыпается песок. На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение? (Песочные часы) А давайте его намочим,теперь песок рассыпается? (Выводы детей)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами встретим Песочного человечка. Для того, чтобы Песочный человечек нас услышал, мы должны громко назвать свое имя и сказать, что вы больше всего любите делать (дети по очереди говорят). Давайте начнем с меня! Я больше всего люблю рисовать! (дети по очереди называют свое имя и говорят, чем любят заниматься). Песочный человечек редко показывается людям, но если мы превратимся в волшебников, то сможем его увидеть. Давайте произнесем магические слова:
Топ-топ, хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернись
В волшебников превратись!
Ребята, а теперь для того чтобы Песочный человек появился нужно всем сказать волшебные слова. Давайте подойдем к волшебной песочнице, наполненной песочком. Для начала мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять!
- Молодцы! А сейчас ребята поднесем ладошки к песочку, закроем глаза и произнесем волшебное заклинание. Повторяйте за мной.
- Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Один, два, три,
В Песочную страну войди,
Песочный Человек, приди!
Педагог открывает накрытый тканью песок, на котором нарисован Песочный Человечек, и говорит:
- Откройте глаза, дети! Посмотрите, кто это? Правильно, Песочный Человечек. Он пришел к нам в гости. Посмотрите на экран и послушайте, что он нам говорит. (На экране Песочный Человечек говорит, а дети повторяют за ним правила работы с песком)
Песочный человек :
- Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.
-Вот видите ребята, Песочный человечек сможет раскрывать свои секреты только тем, кто готов соблюдать его правила. А вы запомнили правила? (ответы детей). Молодцы!
2. Игра «Здравствуй, песок!»
- Ребята, а давайте мы сейчас поздороваемся с песком по-разному, дотронуться до него пальчиками, ладошками:
поочерёдно пальцами одной руки, затем другой руки, потом всеми пальцами одновременно;
легко (с напряжением) сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу;
дотронуться до песка всей ладошкой – вначале внутренней стороной ладошки, затем — тыльной стороной.
- Песочный Человечек очень рад, что вы знаете правила и умеете здороваться с песочком.
Послушайте как шуршит песок - это он называет вас ласковыми именами, кто слышит как называет вас песочек? (Дети называют себя ласковыми именами).
3. Игра «Найди и назови»
-Ребята, песочный человек очень веселый и знает много игр. А теперь Песочный Человечек предлагает вам поиграть с ним в игру. На дне нашего ящика Песочный Человек спрятал разных животных. Вам необходимо найти этих животных и назвать их.
4. Физминутка
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
— Получается песок.
Поздоровайтесь с нашим песочком,
Пройдите по ямкам, по кочкам,
Попрыгайте и закопайтесь,
Песчинки стряхните, расслабьтесь.
Оставьте следы кулачков
И маленьких пальцев скачков.
Сгребите его и сожмите,
Возьмите в ладошки и отпустите.
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам поумнеть помог.
5. Рисование сказки.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь мы с вами превратимся в художников и попробуем узнать все их секреты! Давайте произнесем магические слова:
Топ-топ, хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернись,
В художников превратись!
- Скажите, чем рисуют художники? Давайте посмотрим и поразмышляем! Дети подходят к столу с выставкой атрибутов художника, рассматривают предметы, предлагают свои варианты. Ребята, а что же у нас в группе есть особенное, на чем мы можем рисовать? Правильно, песочный стол! А сможем ли мы сами сочинить и нарисовать сказку? (Ответы детей)
Мы с вами будем рисовать пальчиками на песке.
(Дети встают у стола с песком и подсветкой)
«Песочная сказка»
- Однажды Песочный человечек отправился в путешествие на сказочный песочный остров. Шел он по теплому песочку (дети идут, шагают по песку двумя пальцами, на небе светило яркое солнышко (дети рисуют солнышко).
- Вдруг, перед ним раскинулось море. По морю бежали легкие волны (дети рисуют маленькие волны одним пальцем, ветер дул сильнее и сильнее (дети рисуют волны двумя пальцами) и начался шторм (дети рисуют волны четырьмя или пятью пальцами).
- Вскоре шторм стих и море стало вновь ласковым и спокойным. Как же Песочному человечку добраться до сказочного острова? ( Дети предлагают разные варианты: кораблик, плот и т. д.) Давайте мы нарисуем кораблик и поможем Песочному человечку добраться до берега (дети рисуют).
- Молодцы! На таких чудесных корабликах Песочному человечку легко будет добраться до берега. А вот и чудесный остров! А что растет на острове? (цветы). Давайте нарисуем цветы (дети рисуют цветы).
- Какие замечательные цветы! Увидели эти цветы бабочки и прилетели на волшебный луг (дети рисуют ладонями бабочек). Песочному человечку так понравился этот луг, что он стал играть на нем, а потом сладко заснул, и приснился ему сон. Ребята, нарисуйте, что ему приснилось (дети рисуют и рассказывают про свои рисунки).
6. Изготовление песочных человечков.
- Ребята, какие вы молодцы! Но ведь песочный человечек пришел к нам в гости всего на один день, но чтобы мы смогли о нем помнить, я предлагаю вам сделать самим Песочного человечка из картона с помощью песка и клея.
Детям предлагаются вырезанные из бумаги шаблоны. Дети намазывают шаблон клеем и посыпают песочком. Когда поделка высохнет, стряхивают песочек, который не приклеился. Разноцветные Песочные человечки готовы!
- На этом наше путешествие в воображаемую Песочную страну закончилось, и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем магические слова:
Топ-топ, хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернись
Обратно в ребят превратись!
7. Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Дети становятся в круг около стола с песком, протягивают ладошки и говорят:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
До свиданья, песок.
До свиданья, дружок!
- Давайте попрощаемся с Песочным Человечком.
Прощание.
Рефлексия.
- Ребята, где мы с вами побывали?
- А что мы там делали?
- Что больше понравилось?
- А что вам запомнилось?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Как вы с ними справились?
- Что вам показалось самым легким?
- Подумайте и скажите, чему вы сегодня научились?
- Какая картина из песка на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?
- Ребята, мне очень понравилось играть с вами и я хочу поблагодарить вас. Спасибо!