МААМ-картинки

Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста

Ася Соколова
Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.

У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Публикация «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в данной системе обучения - обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого и т. д. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

Для успешной подготовки к обучению в школе очень важно развитие основных психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, речи). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания и памяти. Существует множество игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

Игры и упражнения на развитие внимания :

«Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой ( например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также вы можете дома заниматься с ребенком:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания : «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Игры и упражнения на развитие памяти

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я покажу несколько картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назови предметы, которые ты запомнил. Порядок называния предметов значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

- Я назову несколько слов, а ты их запомнишь: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через несколько секунд.

Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал

- девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов, фраз, которые ему называют, можно дать ему лист бумаги и карандаш и предложить схематично делать рисунки, которые помогут в запоминании.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.

- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй».

- «Нарисуй такой же предмет».

- «Отгадай на ощупь».

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.

Любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача - обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.

Список литературы

1. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - с. 24-30.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; Изд. "Союз"; СПб 1997

3. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983, Т. 3. С. 5-328.

4. Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. СПб, 1997.

5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.

6. Гальперин П. Я. К проблеме внимания// Доклады АПН РСФСР. - 1958.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М. : ЧеРо, 2008, изд. 2-ое - 352 с.

8. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Л. Психология внимания. Хрестоматия по психологии - М., 2008., изд. 2-ое - 704 с.

9. Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. - 1982. - Т. З. - №5. - С. 54-65.

10. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984. - 127 с.

11. Коломинский А. Человек: психология. - М. : Просвещение, 1986. - 358с.

12. Крылов А. А., С. А. Маничев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб. : Питер, 2000. - 387с.

13. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1983. - 288с.

14. Немов Р. С. Психология, в 3 т., т. 1. - М., 1998. - 415с.

15. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология: Учебное пособие. - М. : Высшая школа, 1977. - 247с.

16. Щербатых Ю. В. Oбщая психология - СПб, Питер, 2008. - 272 c.

17. Эльконин Д. Б. Детская психология. -- М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.

18. https://www.effecton.ru. Психологические теории внимания.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игра на липучках для детей раннего возраста «Узнай по тени»Игра на липучках для детей раннего возраста «Узнай по тени» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию игры сделанные своими руками. Сейчас много возможностей сделать игру используя: липучки, ламинатор,.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 мая 2023 в 23:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ася Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД