Ася Соколова
Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
У вас растет ребенок, и вы, конечно, стараетесь пристально следить за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы ваш ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.
Публикация «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. И, что немаловажно, в данной системе обучения - обучения через игру - не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого и т. д. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Для успешной подготовки к обучению в школе очень важно развитие основных психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, речи). А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания и памяти. Существует множество игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.
Игры и упражнения на развитие внимания :
«Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой ( например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также вы можете дома заниматься с ребенком:
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания : «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Игры и упражнения на развитие памяти
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я покажу несколько картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назови предметы, которые ты запомнил. Порядок называния предметов значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
- Я назову несколько слов, а ты их запомнишь: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через несколько секунд.
Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
- мальчик устал
- девочка плачет
- папа читает
- мама готовит
- бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов, фраз, которые ему называют, можно дать ему лист бумаги и карандаш и предложить схематично делать рисунки, которые помогут в запоминании.
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй».
- «Нарисуй такой же предмет».
- «Отгадай на ощупь».
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.
Любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача - обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду, так и дома.
Список литературы
1. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте / Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - с. 24-30.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; Изд. "Союз"; СПб 1997
3. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983, Т. 3. С. 5-328.
4. Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. СПб, 1997.
5. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.
6. Гальперин П. Я. К проблеме внимания// Доклады АПН РСФСР. - 1958.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М. : ЧеРо, 2008, изд. 2-ое - 352 с.
8. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Л. Психология внимания. Хрестоматия по психологии - М., 2008., изд. 2-ое - 704 с.
9. Дубровинская Н. В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. - 1982. - Т. З. - №5. - С. 54-65.
10. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. - М., 1984. - 127 с.
11. Коломинский А. Человек: психология. - М. : Просвещение, 1986. - 358с.
12. Крылов А. А., С. А. Маничев. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб. : Питер, 2000. - 387с.
13. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1983. - 288с.
14. Немов Р. С. Психология, в 3 т., т. 1. - М., 1998. - 415с.
15. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология: Учебное пособие. - М. : Высшая школа, 1977. - 247с.
16. Щербатых Ю. В. Oбщая психология - СПб, Питер, 2008. - 272 c.
17. Эльконин Д. Б. Детская психология. -- М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.
18. https://www.effecton.ru. Психологические теории внимания.