Елена Дегтярева
Развитие дикции в работе над голосо-речевым аппаратом (упражнения-скороговорки)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методической разработке представлен материал практической работы над голосо-речевым аппаратом.
Эту методику можно использовать в комплексе с вокальными упражнениями.
Упражнения-скороговорки, приведенные в данной методике, способствуют выработке правильной артикуляции и четкой дикции в работе над постановкой голосового аппарата.
Упражнения-скороговорки помогают развитию чистого интонирования в разнообразных видах мелодического движения с использованием различных интервалов и ритмических рисунков.
Публикация «Развитие дикции в работе над голосо-речевым аппаратом (упражнения-скороговорки)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Применяемые как тренировочный материал, они способствуют постепенной выработке естественного легкого звучания голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста.
ВВЕДЕНИЕ
Звучащее слово является главным выразительным средством вокального искусства.
Правильная подача слова – это искусство речевого взаимодействия, которое
складывается из целого ряда элементов внутренней и внешней техники вокалиста, органично взаимосвязанных друг с другом. Невозможно добиться четкой дикции без полного освобождения артикуляционного аппарата от напряжения.
Ясность, разборчивость произношения текста, культура, орфоэпия и логика речи – все это включает в себя понятие дикции. Одна из основных функций голоса состоит в том, чтобы обеспечить слышимость звучащего в исполнении произведения слова. Разборчивость слов в пении определяется четкостью произношения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прерывать связного звучания. И тут главную роль выполняют звукообразующие органы речи: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые связки.
Все эти звукообразующие органы можно разделить на активные и пассивные.
АКТИВНУЮ РОЛЬ выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть.
ПАССИВНУЮ РОЛЬ выполняют: зубы, твердое небо, задняя стенка зева и верхняя челюсть.
Все вместе они образуют АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ.
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием ПРАВИЛЬНОЙ ДИКЦИИ.
Проблема вокального произношения слов, пожалуй, самая серьезная из всех проблем. Нередко, можно заметить, что хорошо обученный вокалист, успешно исполняющий лирические и спокойные произведения и вокально справляющийся с протяжными фразами, значительно хуже показывается при исполнении быстрых произведений, в которых много разнообразного текста. Среди недостатков встречаются: звучание гласных в разных позиционных «уровнях» гортани и артикуляционного аппарата, посыл звука в различные резонаторные точки и т. д.
Артикуляция гласных всегда соотносится со звуковедением, так как известно, что каждая форма звуковедения приносит в артикуляцию собственные индивидуальные черты.
Например, при пении на legato все гласные плотно «сцеплены» между собой, их артикуляция максимально сближена. Произношения же согласных производится быстро, без нарушения единого потока звука.
При пении на staccato поток звуков составляет единую линию. Атака звука происходит толчком диафрагмы при мягкой, гибкой, очень активной реакции гортани. Здесь голос должен звучать упруго, легко, светло, но не громко.
На интонирование слова также влияют на характер дыхания и связанная с ним опора звука. В быстрых произведениях рекомендуется легкое и «близкое» произношение слов и, обязательно, с меньшей силой звука, при этом, движение артикуляционного аппарата должно быть минимальным, а ощущение дыхательной опоры – стабильным.
Как видим, дикционно-произносительные особенности отдельно по себе не существуют. Они тесно связаны с вокальной техникой.
В комплексе вокальных упражнений для подготовки голосового аппарата к исполнению произведения следует включать и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи.
Ведь непрерывная линия звучания создается тогда, когда не только гласные, но и согласные «сами по себе поют….» - говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно исправляя дикцию.
МУЗЫКАЛЬНО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ.
Живая разговорная речь отличается от певческой речи.
Работа над темпоритмом в пении – это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над постановкой дыхания, текстом над речевым действием.
Для того чтобы уметь в певческой речи ярко и точно выражать темпоритм исполнения, уметь легко переходить из одного темпа дикции в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием, овладеть плавным, крупным, увесистым словом и быстрым, легким, чеканным произношением слов.
В этом могут помочь скороговорки, которые можно не только проговаривать, но еще и пропевать, добиваясь поставленных при этом задач.
Скороговорки – это удивительный жанр фольклора – создан народом для тренировки движений речеобразующего органа.
Пение скороговорок несет в себе не только навык гад четкой дикцией и правильной артикуляцией, но и развивает четкую интонацию, работу над дыханием, соблюдение правил орфоэпии и правильное ударение в словах (логику речи, а также орфоэпию (правильную речь).
В данной методике каждая скороговорка несет в себе определенные цели.
Перед тем, как начать работу с упражнениями – скороговорками, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами орфоэпии, которые в дальнейшем помогут в работе над дикцией в вокальных упражнениях.
ПРАВИЛА ОРФОЭПИИ.
1. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу и пропеваются вместе с ним.
Пример:
пишется: Три со-ро-ки та-ра-тор-ки
Та-ра-то-ри-ли на гор-ке
пропевается: Три со-ро-ки та-ра-то-рки
Та-ра-то-ри-ли на го-рке
2. Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример:
пишется: У Се-ни и Са-ни в се-тях сом с у-са-ми.
пропевается: У Се-ни и Са-ни все-тя-хсо-мсу-са-ми
Это дает возможность больше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся, как один удлиненный звук.
Пример:
пишется: Дед Да-дон в ду-ду ду-дел
пропевается: Де –дда до нвду ду ду-дел
УПРАЖНЕНИЕ – СКОРОГОВОРКА № 1.
а) В этом упражнении-скороговорке сложность в произношении согласных на стыке двух слов.
Пропевается: Ка-ла-бо-че-кка-ла-бок
Буква «к» в этом случае произносится как один удлиненный звук.
б) Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова:
Ка-ла-бо-кру-мя-ные-е ще-чки.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА №2
Сложность этого упражнения-скороговорки в четком произношении буквы «р»
Пропевается: Три со-ро-ки та-ра-то-рки та-ра-то-ри-ли на го-рке.
На слове «горке» сделайте ударение на первый слог «гор», а окончание «ке» спойте короче, не выделяя букву «е» в конце слова.
Интонационная сложность: пропевание скрытого двухголосия с выдержанным нижним голосом.
УПРАЖНЕНИЕ – СКОРОГОВОРКА №3
пропевается: Пра-ва-ро-ни-ла ва-ро-на ва-ра не-нка
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА № 4
пропевается: Че-ты-ре чё-рнень-ки-хчу-ма-зе-ньки-хче-рте-нка, че-рти-ли
чё-рны-ми че-рни-ла-ми че-ртёж
На слове: «чертёнка»-синкопа. Первый слог как бы протянуть, для того чтобы окончание произнести мягче и короче, не выделяя. Важно правильно пропеть слово «чёрными», а не «чёрнами».
Интонационная сложность: чистое интонирование нисходящих терций.
Букву «Р» - пропеть твердо, как бы утрированно.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА № 5
пропевается: Е-ха-лГре-ка че-ре-зре-ку, ви-ди-тГре-ка вре-ке рак (дыхание)
су-ну-лГре-ка ру-ку вре-ку ра-кза ру-ку Гре-ку цап.
Первую половину скороговорки начать в до-мажоре, вторую половину- в до-диез мажоре. Таким образом, пропевать упражнение по полутонам ввех и вниз. Это упражнение-скороговорку можно использовать для пропевания пентатоники.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА №6
Сложность этого упражнения в правильном дыхании. Здесь вдох должен быть коротким и быстрым, но при этом следить, чтобы в предыдущем слове, перд дыханием было четко пропето окончание: ка-ра-ся (дыхание)
пропевается: Пра-ме ня-ла Пра-ско-вья ка-ра-ся, на три па-ры па-ла-са-ты-хпа-ра-ся-тпо-бе-жа-ли па-ра-ся-та па-ра-се пра-сту-ди-ли-сьпа-ра-ся-та да не все.
Интонационная сложность: чистое интонирования трезвучия. Текст данного упражнения-скороговорки рисует перед нами смысловую картинку. Поэтому, чтобы легче было запомнить последовательность предложений, разберите текст по смыслу.
УПРАЖНЕНИЕ-СКОРОГОВОРКА №7
пропевается: На апу-шке выз-бу-шке ста-ру -шки ба-лту-шки (дыхание)
уста-ру-ше-клу-ко-шки влу-ко-шка-хпа-ко-шке (дыхание, ко-шки влу-ко-шка-хшью-тба-бка-мса-по-жки.
Чтобы было легче запомнить текст этого упражнения, рекомендуется пропеть с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методически верно применяемые на практике предложенные упражнения-скороговорки вырабатывают новые необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова.
Воспитывают навык выразительного средства речи.
Работа над четкой дикцией в исполняемых произведениях-один из самых сложных этапов вокального мастерства.
И именно данные упражнения-скороговорки помогают в тренировке движений речеобразующего органа.
Ведь именно дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словестном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.
Кому-то покажется мелочью работа над дикцией. Это величайшее заблуждение.
«Мелочи создают совершенство, но совершенство не мелочь» -писал Микеланджело, подчеркивая этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. З. В. Савкова. «Техника звучащего слова» Санкт-Петербург, 1997.
2. С. Ю. Соколова. «Методическое пособие для руководителей вокальных коллективов, работающих с солистами в жанре эстрадной специализации» Астрахань, ОНМЦ, 2001.
3. М. С. Осинеева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» Москва, 2004.
4. И. Е. Домогацкая. «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет».Москва, 2004.
5. А. М. Билль. «Чистый голос». Москва, 2003.