Шохагат Оланян
Методическая разработка «Прогулки в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Детский сад №14 «Аленушка»
Методическая разработка «Прогулки в детском саду».
Автор разработки : воспитатель I квалифицированной категории: Оланян Ш. С.
Содержание.
1. Введение.
2. Конспекты прогулок для детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Публикация «Методическая разработка „Прогулки в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образовательного процесса с учетом вида ДОУ, образовательной программы детского сада, приоритетных направлений деятельности, проводится ревизия педагогических технологий, используемых в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО и выделенными в нем образовательными областями.
Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.
Конспекты прогулок в методической разработке ориентированы на новые подходы, которые заявлены в ФГОС: деятельностный, развивающий и личностно-ориентированный.
Содержание разработки соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста на прогулке, в процессе
реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
Задача педагога осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и способностями воспитанников.
При создании методической разработки особое внимание уделено содержанию образовательного процесса детей дошкольного возраста на прогулке, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей
В методической разработке «Прогулки в детском саду» содержание конспектов включает в себя совокупность реализации задач образовательных областей:
- физическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- речевое развитие.
Обеспечивается разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» на прогулке направлено на :
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование положительного отношения к себе, формирование гендерной принадлежности является содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» на прогулке включает :
- развитие сенсорной культуры,
- развитие познавательно - исследовательской,
- продуктивной деятельности,
- формирование элементарных математических представлений,
- расширение кругозора.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» на прогулке направлено на :
- развитие связной,
- грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества.
Задача педагога осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направленных на развитие важнейших психических процессов:
- воображения,
- мышления,
- памяти,
- внимания.
Каждая прогулка структурирована по определенному плану:
- самостоятельная двигательно-игровая деятельность,
- подвижные игры,
- познавательно-исследовательская деятельность,
- организованная физкультурная разминка.
Наблюдения за явлениями природы и погоды способствуют обогащению лексического запаса детей, развитию монологической речи. Гармонично в прогулки входит художественное слово. Спортивные разминки и индивидуальные трудовые поручения развивают детей физически. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Подвижные игры, игры по желанию детей организуют детский коллектив, помогают выявить лидерские качества. Подбор подвижных игр и физических упражнений зависит от предшествующей работы в группе.
Методическую разработку включены игры-упражнения для гиперактивных и малоподвижных детей. Представлен перечень игрового оборудования и инвентаря, необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к разумному «минимуму», который позволяет решать поставленные цели и задачи во время прогулки. Представленный материал рекомендован воспитателям для работы с детьми дошкольного возраста.
Конспект проведения прогулки в старшей группе
«Озорные зверята»
Самостоятельная двигательно-игровая активность детей:
Лазание на гимнастической лестнице (не допускать спрыгивание с верхнего уровня).
Игры с выносными игрушками: самодельные совки и формочки, шишки, желуди, мелкие ветки (напомнить о свойстве сухого песка легко летать по ветру).
Рисуем следами лабиринт для малышей (с прямыми углами и округлую «улиточку»). Организация сюжетно-ролевых игр по желанию детей. Внесение атрибутов.
Подвижные игры:
«Танец животных и растений».
Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5-10 минут стать им, переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо прыгать, ползать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими.
Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» выбранного образа. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключении детям- зрителям предлагается угадать то, что пытались изобразить участники игры. А участника попросить объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное (произрастающее или обитающее на территории родного края);
«Реченька».
В игре участвуют две группы детей. Обозначив на земле (на песке - где мягко) неширокую (40-60 см) речку, подходят к ней по одному и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе, а кто нет должен перейти в соседнюю.
В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.
При проведении игры в группе желательно музыкальное сопровождение.
Познавательно-исследовательская деятельность :
Рассмотреть с детьми деревья на участке; припомнить их названия; описать
2-3 детям поручить снять отпечаток коры на бумаге (для оформления паспорта).
желающим предложить зарисовать (обвести) контур листьев с последующим самостоятельным закрашиванием.
Игра «С какой ветки детки?»
На подносе разложить плоды дуба, клена, березы, сосны, ясеня. Попросить назвать, а затем определить их же на ощупь с завязанными глазами. Развивать сенсорные навыки детей.
1. Индивидуальная работа.
Составить описательный рассказ о клене.
Решить загадку - шараду:
По моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если «К» сочтете лишней
Смысл получится другой.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня. (Клен, лен).
Заучить разноговорку:
Сжав в кулачишко
Каждый пальчишко,
Бросил мячишко
Крошка-мальчишка.
Подвижная игра
«Ловишка с мячом».
Пойманным считается тот, в кого попал мячом «ловшика».
или «Путаница».
Дети стоят в хороводе. Водящий отходит в сторону и отворачивается. Хоровод, путем перешагивания сцепленных рук или подлезания, запутывается. Водящий должен вернуть детей в хоровод, вежливо прося их выполнить возвратные движения, но не отпуская рук до конца игры. Нарушивший правила выбывает из игры.
Игра-упражнение для гиперактивных детей.
«Проведи мяч» На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и. т. п.) Ребенок ведет мяч ударами об землю, обходя или обегая предметы «змейкой».
Игра-упражнение для малоподвижных детей.
«Быстро переложи мяч». Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя
Организованная физкультурная разминка
«Школа малого мяча».
Самостоятельные разнообразные действия с мячом.
Конспект проведения прогулки старшей группе
Прогулка «Веселые ребята»
Самостоятельная двигательно-игровая активность:
Постройка крепости для деревянных солдатиков
Игра «Меткий глаз» (вывешивается мишень на забор или на лестницу для лазанья, и две команды соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий.
Бег цепочкой, преодолевая препятствия
Подвижные игры:
«Пятнашки»
Дети находятся в разных местах площадки. Выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку, становится на середине площадки. После сигнала воспитателя «Лови!» все дети разбегаются, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Игра заканчивается, когда пятнашка поймет 3-4 играющих.
«Снежные круги»
Дети делятся на две равные группы по 4-5 чел. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги. На расстоянии 3 м. от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6-8 снежков. По сигналу воспитателя «Начали!» каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.
Познавательно-исследовательская деятельность
изучение свойство снега:
Небольшое количество снега положить на руку (голую) и такое же количество снега положить на руку в перчатке.
Вопрос: Почему на голой руке снег начинает таять, а на перчатке нет?
лепка снежной бабы
Игра-упражнение для гиперактивных детей
Не теряй пару» дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
Игра - упражнение для малоподвижных детей «Догнать соперника»
Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе
выполнения задания каждая колонна старается догнять друг друга, та, которой это удается, побеждает.
Организованная физкультурная разминка
- катание на санях
Дети соревнуются, чьи сани быстрее
Конспект проведения прогулки в старшей группе
Прогулка «Дружные ребята»
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
Подтягивание на перекладине
Игры с выносным материалом (лопатка, машинка.)
Подвижные игры:
У кого мяч?
Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», и тот, к кому он обращается должен выставить вперед обе руки, показывая, что мяча нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, встает в середину водить.
Кому что нужно для работы?
Раздаются картинки, изображающие орудия труда. Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Что это? Кому нужно для работы?» Дети отвечают: «лейка - садовнику, кисть и краски - маляру и т. д.» Тот, кто первый правильно отвечает - получает картинку.
Подвижная игра для гиперактивных
«Круговорот»
Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается и, и дети ее образующие, бегут в начале колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй - слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается.
Познавательно-исследовательская деятельность
Изучение свойства льда (картотека)
Дышим воздухом (картотека)
Подвижная игра
«Кегли»
Кегли становятся в ряд на расстоянии 3-5 см. одна от другой. На расстоянии 1,5 - 3 м. от них проводится линия - «кон». Играющие дети по очереди выходят на черту кона и броском катят шар. Сбитые кегли забираются. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей
Игра-упражнение для гиперактивных детей.
«Проведи мяч»
На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и т. п.)Ребенок ведет мяч ударами об землю. Обходя или обегая предметы «змейкой».
Игра- упражнение для малоподвижных детей.
«Быстро переложи мяч».
Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
Организованная физкультурная разминка.
Прыжки через препятствия (построить через 50 см снеговые кучи).
Конспект проведения прогулки старшей группе
Самостоятельная двигательно-игровая активность:
Постройка крепости для деревянных солдатиков
Игра «Меткий глаз»
(вывешивается мишень на забор или на лестницу для лазанья, и две команды соревнуются, метая снежки в цель, у кого больше попаданий.
Бег цепочкой, преодолевая препятствия
Подвижные игры
«Пятнашки»
Дети находятся в разных местах площадки. Выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку, становится на середине площадки. После сигнала воспитателя «Лови!» все дети разбегаются, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Игра заканчивается, когда пятнашка поймет 3-4 играющих.
«Снежные круги»
Дети делятся на две равные группы по 4-5 чел. На двух фанерных листах, прикрепленных к забору, чертятся круги. На расстоянии 3 м. от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, которую переступать не разрешается. У каждого играющего по 6-8 снежков. По сигналу воспитателя «Начали!» каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.
Познавательно-исследовательская деятельность
изучение свойство снега:
Небольшое количество снега положить на руку (голую) и такое же количество снега положить на руку в перчатке.
Вопрос: Почему на голой руке снег начинает таять, а на перчатке нет?
лепка снежной бабы
Подвижная игра «Два мороза»
Игра-упражнение для гиперактивных детей
«Не теряй пару»
Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.
Игра - упражнение для малоподвижных детей
«Догнать соперника»
Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задание в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии площадки, учащенная ходьба, медленный бег 2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе
выполнения задания каждая колонна старается догнать друг друга, та, которой это удается, побеждает.
Конспект прогулки в подготовительной группе.
Самостоятельная двигательно-игровая активность
Лазание по вертикальной лестнице
Ходьба и бег «змейкой»
между кеглями быстрая ориентировка
Прыжки с продвижением вперед
Игры с выносным материалом /кегли, совочки из пластмассовых бутылок, игрушечная елка.
Упражнение «попади в цель»
На ветке или на заборе подвешивается цель: самолетик, вертушка, мишень и т. д. На расстоянии проводится линия с которой бросают снежки 2 м., 2 20, 2 50, 3 м.
Усложнение: на стене начертить цифры 1,5, 10. Кто попадает - засчитываются очки.
Подвижные игры
«Охотники и зайцы»
Из числа играющих выбирают охотника считалкой: 1, 2, 3, 4, 5 вышел зайка погулять, вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф не попал. Серый зайка убежал!
Остальные дети зайцы. Они сидят в кустах. На расстоянии 3-4 м. чертится круг «дом охотника». У него 3-4 снежка (летом мячи). Зайцы выпрыгивают из кустов и свободно прыгают по площадке. По сигналу «охотник» зайцы убегают, а охотник «стреляет» в них, попадает снежками, те, в кого охотник попал - уходят к нему в дом.
После повторения игры (2-3 р.) подсчитывается количество пойманных зайчиков, и выбирают другого охотника.
«День и ночь»
Участники игры делятся на 2 команды: «день» и «ночь». У них дома на противоположных сторонах площадки. Посередине проводится черта. Воспитатель говорит: «Приготовиться» и дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «день», то дети из команды «ночь» бегут в свой дом, а другие их ловят, но только до границы их дома. Подсчитывается количество пойманных, а затем игра продолжается.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за елкой
Цель: как различить ель, сосну, лиственницу; чем ель на участке (в сквере) отличается от игрушечной елки.
У сосны иголки длинные, мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Ветви у сосны растут вверх, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие как листочки, на зиму опадают. Ель живая отличается от игрушечной тем, что у нее в земле есть корень, меняются иголки, ель с каждым годом растет, становится все выше. Ель растет всегда на одном месте, а игрушечная не растет, всегда одинаковая, за ней не надо ухаживать, с ней можно играть.
Опыт: Сравнить 3 ветки: ель-сосна-лиственница
Игра-упражнение для гиперактивных детей
«От пола на ракетку»
Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4 шагов. У каждого ребенка в руках теннисный мяч, у другого - ракетка. Первый ребенок бросает мяч об землю так, чтобы он отскочил от земли. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать.
Игра-упражнение для малоподвижных детей.
«Скорее в обруч» На земле произвольно расположены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегают вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в него и приседают.
Организованная физкультурная разминка
Бег в разных направлениях по сигналу воспитателя.
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе
Прогулка «Мы спортсмены»
Самостоятельная двигательно-игровая деятельность
Прыжки, ритмичность движений,
развитие мышц рук, координация движений,
ходьба по стрелкам (указателям).
Игры с выносным материалом
Спортивные игры, помочь подобрать необходимые атрибуты, использовать бросовый материал, п/п «Жмурки».
Подвижные игра.
Эстафета по кругу.
На площадке чертится круг, играющие делятся на 4 команды, становятся спиной в круг. У 1 в руках эстафета (список, палочка, флажок). По сигналу воспитателя дети (первые) бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своей команды, передают эстафету следующему игроку, стоящему первым, а сам становится последним. То же самое проделывают все играющие. Выигравшей считается команда, которая первая закончит бег.
Брось-поймай
На 2-х стойках для прыжков укрепляется веревка на высоте ребенка с поднятой вверх рукой. Дети бросают мяч через веревку, а затем быстро пробегают под веревкой и ловят мяч.
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за облаками, виды облаков: кучевые, перистые, слоистые. Учить детей их определять. Детское экспериментирование : сила ветра, направление.
Игры – эксперименты:
«Поймай ветер»,
«Куда ветер дует»,
«Ветер теплый и холодный»,
«Сами сделаем ветер».
Подвижная игра «Жмурки» .
Считалкой дети выбирают «жмурку», завязывают глаза и на счет: «1, 2, 3 – «жмурка» нас лови» разбегаются, но не дальше очерченного круга. Кого «жмурка» поймал, он должен определить на ощупь или по голосу, тот становится «жмуркой».
Игра-упражнение для гиперактивных детей
«От понедельника до воскресенья».
Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый ребенок по очереди называет день недели и перепрыгивает через длинную скакалку. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра-упражнение для малоподвижных детей
«Удочка»
Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по земле
вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого
коснулась веревка, выбывает из игры.
Организованная физкультурная разминка
«Ниточка - иголочка».
Дети становятся «цепочкой», держась за пояс ребенка, стоящего впереди, 1 ребенок «иголочка» ходит по площадке в разных направлениях, дети «ниточка» идут за ним. Цель: не «разорвать ниточку».
Конспект проведения прогулки в подготовительной группе
Прогулка «Оттепель»
Самостоятельная двигательно-игровая активность
Возим снег на машинах, чистим дорожки от снега.
Внести атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Моряки»
Подвижная игра «Золотые ворота».
Выбирают двух игроков, они делают ворота, взявшись за руки. Остальные дети вереницей идут через ворота. Изображающие ворота в это время говорят слова:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз -
Не пропустим вас!
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Наблюдение за таянием снега, капелью, поиски сосулек. Закрепить правила безопасности проведения опыта
Игра-эксперимент на словообразование с помощью приставок
Д/и «Что ты сделал?».
Цель: образование однокоренных глаголов с помощью приставок.
Воспитатель: Я положила.
Ребенок: Я переложил, подложил, заложил вложил.
Воспитатель: Я варила.
Ребенок: Я доварила, заварила и т. д.
Изучение свойств льда.
Слушаем капель.
Детское экспериментирование «Следы на снегу».
Изучение следов человека на снегу: детских и взрослых, различия сходство.
Рисунки следами ног по снегу:
Подвижная игра
по желанию детей.
Организованная Физкультурная разминка с мячом:
«Попади в цель».