Валентина Евдокименко
Методическая разработка социально значимого проекта «В мире природы» с детьми подготовительной группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад №182 Солнечный город».
Паспорт
Проект на тему «В мире природы. Экологическая тропинка».
Разработала :
воспитатель Евдокименко Валентина Владимировна
Публикация «Методическая разработка социально значимого проекта „В мире природы“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Название проекта : «В мире природы. Экологическая тропинка».
Тип проекта : познавательно – экологическая.
Актуальность проекта : Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.
Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Цель проекта :
- Воспитание осознанного бережного отношения ребенка через общение с природой.
- Развитие наблюдательности, познавательной активности при - работе на экологической тропе.
- Воспитание трудолюбия.
Назначение экологической тропы :
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Задачи проекта :
- Формирование системы экологических знаний и представлений.
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийная презентация «Мир насекомых», «Природа Краснодарского края», иллюстрации «Насекомые», «Деревья», «Птицы», «Цветочный мир», «Лекарственные растения», «Овощная корзина», учебное пособие «Эволюция бабочки», семена гороха, бобов, рассада цветов, Дидактические игры «От какого дерева лист?», «Отгадай по описанию», сачок.
Форма работы с детьми :
Экологические беседы, наблюдения, ведение календаря природы, опыты элементарные, решение ситуативных экологических задач, обсуждение и проигрывание ситуаций, экологические конкурсы, викторины, сказки; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, рисование «Мир насекомых», «Цветочная полянка», «Деревья весной», аппликация «Божья коровка», лепка «Цветок», конструирование из бумаги «Птица», изготовление «Красная книга», трудовой десант, драматизация, инсценировка.
Форма работы с родителями:
Информационно – просветительская работа, памятки «Правила поведения в лесу», анкетирование, консультации «Укусы насекомых», папки - передвижки «Витамины на огороде», совместная деятельность «Высадка рассады (овощных и цветочных культур)», изготовление поделок из природного материала «Лесные обитатели», оборудования для проведения занятий, экологическая квест – игра «Эколята - дошколята», развлечение «Путешествие в страну витаминов».
Предполагаемые результаты:
• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
• повышение уровня знаний по экологии у детей;
• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
• сильные эмоциональные проявления, радость от общения с растениями огорода и сада;
o интерес к познанию живого;
• сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей;
o стремление удовлетворить потребности живого организма;
o проявление гуманных чувств к живому.
Этапы реализации:
1 этап - аналитический
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы
Задачи этапа: Все вопросы по экологии во всех разделах программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – заключительный.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
2. Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
3. Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
4. Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
5. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
7. Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
8. Изготовить памятки для родителей.
9. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
10. Повысить уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
11. Провести образовательную творческую деятельность.
Отчёт
О реализации проекта по экологическому воспитанию
«В мире природы».
Воспитатель: Евдокименко В. В.
Значение проекта разнообразно : проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Создание экологической тропинки ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, альпийская горка, различные виды деревьев, растения огорода.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ
Вид деятельности: познавательно - экологическая.
Местонахождение: МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад№ 182»
Режим пользования: круглогодичный.
Назначение экологической тропы :
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Цели:
- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование первичных экологических представлений;
- формирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах;