Ольга Щербакова
Проект «Широкая масленица» с детьми старшей группы
▼ Скачать
Методическая разработка проект : «Широкая масленица»
с детьми старшей группы
Паспорт проекта.
Вид проекта : познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Широкая масленица“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Актуальность: Россия имеет богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, но со временем мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. В результате реализации этого проекта, дети приобретут необходимые знания, сформируют познавательный интерес, усвоят традиции культуры празднования Масленицы.
Цель: повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи:
• обогащение духовного мира детей, возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
• развитие художественно-творческой деятельности путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства, а также через знакомство с разными жанрами русского народного творчества;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем мире;
• приобщение родителей воспитанников к русской культуре.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей о русской культуре;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками, закличками по данной тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, коммуникативной, познавательной, игровой, и т. д.);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Подготовительный этап
• составление плана совместной работы с детьми, родителями;
• разработка конспектов ННОД;
• подбор материала и оборудования для ННОД, бесед, игр с детьми;
• подбор художественного материала;
• подготовка для родителей информационных листов по теме «Масленица»;
• беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Широкая Масленица»
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций и открыток, альбомов, игрушек народных промыслов, картин посвященных Масленице, знакомство с лоскутным рукоделием.
Беседы:
• «Ты откуда к нам пришла – веселая Масленица»
• «Блинный пир, на весь мир»
• «Масленица-блиноедка»
Конструирование и ручной труд:
«Солнце» (оригами)
«Коробочка» (оригами)
Цикл наблюдений:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Экспериментирование:
«Опыты со снегом»
Ситуативная беседа:
«Культура русского народа»
«Почему во время Масленицы-провожают зиму?»
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам:
• «Что я знаю о народных праздниках»
• «Мои впечатления о родной культуре»
• «Как на Руси весну встречали»
Рассматривание и обсуждение картин Б. И. Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьева «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Заучивание стихов и загадок, закличек, частушек, пословиц, дразнилок.
Словесные игры: «Карусель», «Веснянка»,
«Едет Масленица».
Чтение художественной литературы:
• Н. Антонов «Луч»
• З. Александрова «Капель»
• И. Демьянов «Веселые льдинки»
• Н. Сладков «Весна»
• Г. Скребицкий «Четыре художника. Зима»
• Г. Скребицкий «Четыре художника. Весна»
• И. Никитин «Встреча весны»
• В. Бианки «Синичкин календарь»
• И. Карнаухова «Крылатый, Мохнатый-да масленый»
• Д. Кузнецов «Блины»
Социально – коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Семейный праздник», «Детский сад».
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Давайте вспоминать», «Доскажи слово», «Подбери рифму», «Один-много».
Игры – драматизации: Инсценировка сказок: «Лисичка со скалочкой, «Теремок», «Рукавичка».
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Весна», «Птицы».
Трудовая деятельность:
• уборка участка от снега
• постройка снежных городков
• укрывание корней деревьев снегом.
Беседа: «Зимние хлопоты»
Беседы по ОБЖ:
«Будь внимательным»
«Правила безопасности на улице»
«Как вести себя у водоёмов»
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
• «Роспись миски-хохломским узором»
• «Такие разные блины» (раскрашивание блинов из соленого теста)
• Лепка
• «Блинчики» (из соленого теста)
Слушание музыкальных произведений:
Русские народные песни: «Веснянка», «Маслена», «Как на масленой неделе».
Музыкальная игра с пением:
«Ясна-красна», «Я по лугу гуляла», «Заинька попляши», «Вот уж зимушка проходит», «Ой бежит ручьем вода».
Музыкально – дидактическая игра: «Тень, тень-потетень», «Ворон», «Горелки».
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню»
«Зимушка разгуляй»
Физическое развитие Беседы:
«Как одеваться зимой?»
Подвижные игры: Русские народные: «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Карусель», «Пройди ворота», «Поймай валенок», «Молчанка».
Игры-эстафеты:
«Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле».
Мероприятия по работе с родителями:
• Консультация для родителей «Как сделать прогулку интересной»;
• Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
• Организация выставок детских работ;
• Привлечение родителей к изготовлению детских костюмов для проведения досуга.
Презентация проекта :
• уличные гуляния «Широкая Масленица»;
• творческая мастерская «Масленица».
• Результаты проектной деятельности :
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о традициях родной страны, о широте и глубине смысла праздника Масленицы;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками данной тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.