Мария
Методическая разработка «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в семье и ДОУ посредством дворовых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в семье и ДОУ через дворовые игры.
На сегодняшний день проблема ухудшения здоровья дошкольников приобретает большую актуальность. Одной из главных причин является снижение двигательной активности детей. В современном мире дети не играют в простые подвижные дворовые игры, а всё больше времени проводят за «голубыми экранами» или за компьютерами. А это приводит к тому, что снижается зрение, ухудшается осанка, страдает нервная система детей.
Темочки:
Все мы знаем, что основа здорового образа жизни закладывается в семье, ведь именно там начинается формирование личности.
Детскому саду, в свою очередь, необходимо продолжить это формирование, приобщая детей к здоровому образу жизни и желанию систематически заниматься физической культурой и спортом.
Педагогам и родителям нужно чаще играть с детьми в подвижные игры. Подвижные игры — одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, ведь в играх воспитывается чувство товарищества, проявляются такие ценные качества, как сила, ловкость, смелость, выносливость.
С давних пор игры составляют важную часть жизни человека, занимают свободное время и воспитывают различные качества личности человека. Следует также отметить, что в игре ребенок познает жизнь.
Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что дети могут сами управлять своими физическими силами. Чтобы сохранить традиции и передать их нашему подрастающему поколению, нужно привлечь внимание педагогов и родителей. Поэтому мы и решили в своем детском саду вспомнить, какими замечательными были игры нашего двора и научить наших детей играть в эти игры.
С целью приобщить дошкольников к здоровому образу жизни и развить здоровые отношения между родителями и детьми, а также передать знания и традиции, воспитатели и родители нашего детского сада собираются на спортивной площадке и вместе с ребятами играют в различные дворовые игры. А с более активными ребятами ещё и произносят весёлые «зазывалочки». Например, «Собирайся, народ, Кто со мной играть идет?»
При проведении игр мы используем считалочки. Потому что они помогают детям без обид и ругани определить водящего или того, кто первым начнет игру. Водить должен тот, на кого падает последний слог считалки.
В старшем дошкольном возрасте можно использовать жеребьевки – угадки. Например, берется любой маленький предмет и прячется за спиной в руке, кто угадает тот и водит.
Когда мы проводим подвижные дворовые игры, учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Для младшего возраста лучше выбирать игры простые, эмоционально окрашенные в стихотворной форме или хороводные. Например, «У медведя во бору» и др.
Для того чтобы еще больше увлечь детей в мир дворовых игр необходимо организовывать игры на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечения, динамический час, физкультминутки. Дворовые игры полезны для здоровья и становления характера человека.
В ходе игрового процесса выяснилось, что дети разного возраста ближе узнали друг друга, научились быть более сговорчивыми, уступать друг другу, следовать правилам, заботиться не только о себе, но и об окружающих. А родители, в свою очередь, стали активно принимать участие в игровой деятельности своих детей, научились интересно и содержательно проводить с ними свободное время.
А вот примеры тех игр, в какие мы играли: «Резиночка», «Казаки – разбойники», «Классики», «Вышибалы», «Цепи кованые», «Съедобное - не съедобное», «Колечко – колечко», «Городки», «Жмурки», «Хали-хало» «Краски», «Двенадцать палочек», «Лапта», «Я знаю пять имен» и др.
А вот и правила некоторых игр:
1. «Хали-хало»
Правила игры:
Вначале выбирается водящий. Берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят, к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую, и последнюю букву. Например, водящий загадал слово банан. Он говорит это фрукт, начинается на букву «Б» и заканчивается буквой «Н». Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Игрок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать, сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. Можно придумывать разные виды. Например, гигантские - самые большие шаги, на всю ширину, нормальные - обычный детский шаг, лилипутские - очень маленькие шажочки, лягушачьи - в прыжках на корточках, зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего, верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).
Игрок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в водящего, который делает из рук кольцо. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.
2. «Цепи кованые» Цель игры – Перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.
Правила игры: Все игроки делятся на две команды. Становятся в ряд и берутся за руки. Игроки первой команды произносят слова:
- Цепи, цепи кованные, раскуйте нас
Игроки второй команды отвечают:
-Кто из нас?
Те, в свою очередь, называют, кто из игроков будет разбивать их цепочку. Кого назвали, бежит и должен разбить цепочку противников, если у него это получается, то он забирает одного игрока к себе. Если нет- то остается в цепочке противника.
3. «Городки». Городки – русская старинная и очень давняя игра.
Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определенное количество фигур, составленных из 5 городков - цилиндрических столбиков с определенного расстояния. Главная задача — выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.
1. Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и командой и парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой.
2. Бросается жребий и выбирается команда, которая будет первой начинать игру. Все рюхи (городки) ставятся в город определенными фигурами. Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности.
4. «Колечко-колечко»
Правила игры: игрокам надо сесть в ряд и сложить ладони лодочкой. Считалочкой выбирается водящий. Водящий держит в своей «лодочке» любой мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
5.«Резиночка».
Любимая дворовая игра девчонок. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы ни прыгал в резиночку.
Правила игры: Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами). Для игры необходима резинка метра 3-4 и двое игроков натягивают резинку между собой, а третий на разный уровнях и выполняя различные комбинации начинает прыгать.
Уровни:1. резиночка на уровне щиколоток держащих;
2. резиночка на уровне колен;
3. резиночка на уровне бедер;
4. резиночка на талии;
5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (это очень сложное задание)
Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что приобщать дошкольников к здоровому образу жизни должны родители и воспитатели, а делать это нужно потому, что игры благотворно влияют на вестибулярный аппарат, способствуют формированию правильной осанки и оздоровлению всего организма в целом. Для того чтобы вернуть игры из прошлого надо дать им вторую жизнь, вспомнить любимые игры, научить наших детей играть в них и восстановить преемственную связь, когда традиции передавались от взрослых детям из поколения в поколение.
Дворовые игры полезны и взрослым, и детям! Играйте на здоровье!