Екатерина Красоткина
Методическая разработка по творческому воображению «Пропуск в страну загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по творческому воображению «Пропуск в страну загадок»
Подготовила: Красоткина Екатерина Николаевна, воспитатель высшей категории,
ГБДОУ детский сад №23 Кировского района СПб
Цель: учить составлять загадки с помощью опор-таблиц.
Способность решать творческие задачи, изобретать, делать открытия, можно и нужно развивать у каждого ребенка. В жизни нет готовых рецептов и формул. Проблемы встречаются на каждом шагу. Развитие творческих способностей детей подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.
Публикация «Методическая разработка по творческому воображению „Пропуск в страну загадок“» размещена в разделах
Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами.
А для этого необходимо научиться видеть в каждом предмете разные стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию на решение разных задач.
Расскажу о нескольких конкретных приемах для работы с детьми по развитию творческого воображения (фантазирования).
Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. Дети любят загадки.
На материале загадок можно решить множество методических проблем : от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и ассоциативного мышления.
В то же время, сочинение загадок – это творчество доступное даже 4-5-летним детям, так как у них уже есть определенный запас слов.
Попробуем сочинить загадку, используя таблицу или опору.
Таблица №1
Предположим, что мы решили составить загадку о юле (волчке, заполняем опору :
На что похоже Чем отличается
Ставим между ними но, не и у нас получилась загадка :
«Как балерина, но неживая,
Как зонтик, но не укроет от дождя,
На карусель, но нельзя кататься. Что это?»
Принцип понятен.
Предлагаю вам составить загадку про ЕЛЬ (записываю высказывания).
Теперь сравним вашу загадку с детской загадкой.
«Похожа на расческу, но нельзя ею расчесаться,
На ежа, но не бегает,
На большой треугольник, но не геометрическая фигура,
Есть лапы, но не медведь». (ЕЛЬ)
Это одна опора. Есть и другие варианты.
Например: у предмета называем его признаки
Таблица №2
Берем яблоко, дети называют его признаки.
Какой Что такое же
Разделим каждую пару выражением –как- и получим загадку про яблоко.
Теперь составим загадку про воздушный шар (записать ответы).
Посмотрите, какую загадку сочинили дети.
«Красный, но не помидор.
Большой, но не фургон.
Резиновый, но не сапог.
Воздушный, но не вата» (Воздушный шар).
Опоры можно менять.
Вместо признака предмета можно взять его действие
Таблица №3.
Рассмотрели свечу, определили, что она умеет делать и записали варианты ответов.
Что делает Что такое же
Разделили выражением –но не - и получили загадку.
«Светит, но не лампа,
Тает, но не снег,
Капает, но не дождь» (свеча).
Вам предлагаю составить загадку про ТЕЛЕФОН.
Понятно, что такие задания предполагают умение читать и писать. Но можно опору для загадки давать устно, она хорошо запоминается.
К тому же очень часто слова можно заменять рисунками.
При составлении загадок можно использовать еще одну таблицу, состоящую из 3-х частей.
Таблица № 4
Научимся загадывать предметы, указывая его части и их количество.
Название частей Количество На что похоже
У предмета называем части, из которых он состоит, их количество, на что похожи.
Затем первый столбик убираем и у нас загадка (про яйцо).
«В круглом горшочке – манная каша, а внутри сливочное масло».
По этой таблице составим загадку про очки и стул.
«Две лужи на двух крючках и одна буква В» (очки).
«На 4-х палочках квадрат и прямоугольник».
Наиболее подходящие предметы для этой опоры: счеты (на 10 палочках по 10 кружочков, лампочка, расческа, вилка и другие.
Многие предметы прячутся, но они оставляют сведения о своем окружении, подсказывая, где их можно отыскать.
В схеме такой загадки – только один вопрос: «где встречается?» или «у кого есть?».
(иголка? – Оно есть и у ежа, ёлки, шприца).
Наши дети запоминают и воспринимают довольно много информации. Возьмем хотя бы, системный подход: умение видеть объект, как совокупность элементов и как часть чего – то большего.
Здесь приходится давать задания: назвать части предмета, куда входит предмет, а это не слишком творческие задачи. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дать детям необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе. Загадка – один из способов разрешения этого противоречия.
В самом деле, задание «опиши мячик» ничем не отличается от предложения составить загадку про мяч с помощью первой нашей опоры – простую описательную загадку.
Но, выполняя это задание, ребенок думает о том отгадчике, которому нужно ее отгадать.
А для того – отгадать загадку – задача действительно творческая.
Дети не занимаются скучным обобщением давно известных о мяче истин, они СОЗДАЮТ НЕЧТО НОВОЕ.
Литература:
А. Нестеренко «Страна загадок» Ростов-на-Дону 1993г