юлия зуйкова
Методическая разработка по сплочению педагогического коллектива ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №574 Невского района Санкт-Петербурга Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДО
«МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Подготовила:
педагог-психолог
Зуйкова Ю. А.
Санкт-Петербург
2020 год
Публикация «Методическая разработка по сплочению педагогического коллектива ДОУ» размещена в разделах
В работе представлен подробный план, который необходим для организации и осуществления практикума. Проведение подобных мероприятий относится к психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Практикум разработан для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений. Он способствует сплочению коллектива, дает возможность почувствовать себя одной командой и получить навыки необходимые для совместного взаимодействия.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п ОГЛАВЛЕНИЕ № стр
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1 Цели и задачи 3
1.2 Ожидаемые результаты 3
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 4
2.1 Упражнение «Здороваемся локтями» 4
2.2 Упражнение «Зачем мы здесь сегодня собрались» 4
2.3 Упражнение «Ассоциации» 4
2.4 Упражнение. «Кто быстрее?» Пантомима 5
2.5 Упражнение «Расскажите историю» 5
2.6 Упражнение «Счет» 5
2.7 Упражнение «Найди общее» 6
2.8 Рефлексия 6
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 7
3.2 Психолого-педагогические условия для проведения практикума 7
3.1 Материально-техническое обеспечение 7
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в образовательных организациях ориентировано на формирование принципиально новой модели образования, обеспечивающей повышение его качества.
В соответствии со Стандартами значительно повышается роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования.
Психологическое сопровождение предполагает целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Составной частью психологического сопровождения педагогов, как раз и является создание благоприятной психоэмоциональной обстановки.
Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, насколько продуктивной и качественной будет его работа.
1.1 Цель - создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
1. 2 Задачи:
1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.
2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.
3. Развитие умения работать в команде.
4. Совершенствование умения эффективной работы в команде.
5. Снятие психоэмоционального напряжения.
1. 3 Ожидаемые результаты:
• Педагоги лучше узнают друг друга.
• Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
• У педагогов формируется умение работать в команде.
• Улучшится психологический климат в коллективе
• Повысится сплоченность педагогического коллектива
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
План проведения тренинга:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались здесь не просто так! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие! Угадайте на чем?. На корабле!
Перед тем, как отправиться в плавание, нам надо набрать команду и провести инструктаж по правилам пребывания на нашем судне.
Все что будет происходить на нашем корабле, остается только на нем! Вернувшись из путешествия, на берег с собой мы возьмем только положительные эмоции.
На борту разрешено принимать активное участие, чтобы не происходило, а так же иметь при себе багаж в виде хорошего настроения.
Приветствие
А теперь приступим к проверке списочного состава команды. Сейчас каждый поздоровается и представится так, как он бы хотел, чтобы его назвали.
2.1 Упражнение «Здороваемся локтями»
Все участники рассчитываются на 1,2,3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедра, чтобы локти были направлены в разные стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, локти развернуты в сторону.
По сигналу Рынды — устоявшееся в русском языке название судового колокола вам надо поздороваться как можно с большим количеством человек, касаясь друг друга локтями.
Здорово! Вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас давайте узнаем, зачем же каждый из нас поднялся по трапу на наш корабль.
2.2 Упражнение «Зачем мы здесь сегодня собрались»
Каждому предлагается достать из корзинки листочек, на котором написаны шуточные ответы и, зачитать их.
Давайте выберем временно исполняющего обязанности капитана. Мы его отправим в кабину капитана, пусть проверит все ли там в порядке.
Я предлагаю Вам принять участие в игре ассоциация. Эта игра поможет вам взглянуть на себя со стороны, и узнать, как видят вас другие.
2.3 Упражнение «Ассоциации»
Выбирается водящий, который выходит на время из зала. Оставшиеся участники выбирают одного человека, которого они будут описывать водящему.
Приглашается водящий и задает вопросы, Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака) то какое?
Участники думают, стараясь представить этого человека, и отвечают, например: Это была бы береза, растущая в чистом поле. Водящий старается угадать кто это.
Что самое важное на корабле, без чего не отправляются в путешествие….правильно карта. У нас их вон как много. Предлагаю каждому выбрать себе по карте и посмотреть, что нарисовано у вас на другой стороне. Теперь объединитесь, согласно картинкам на ваших картах.
2.4 Упражнение. «Кто быстрее?» Пантомима.
Группа должна показать (в полной тишине, а остальные угадать, что именно вам показывают. (поднимаем паруса, швартуемся, тушим пожар, человек за бортом, игра в карты на деньги, ловим рыбу, готовим обед, прогулка по палубе).
Сейчас оставаясь в тех же группах, на листках записываем ответы на мои вопросы.
2.5 Упражнение «Расскажите историю» (Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию).
Группы пишут на флипчарте:
• Название любого предмета, который можно увидеть в магазине.
• Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье маме.
• Любой вид спорта.
• Любую еду.
• Имя любой знаменитости.
• Любое преступление.
• Любую профессию.
Сейчас группе нужно будет придумать историю. При этом первый участник должен будет начать со слов «Однажды я обнаружил совершенно необычную вещь…». Следующий в группе продолжает историю. Каждый должен говорить по одному предложению и включать в рассказ действующих лиц и предметы, указанные на флипчарте.
Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.
Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал психологу – обратить на него внимание.
Путешествие на корабле очень опасная штука. Как говориться море не прощает ошибок. Поэтому так важно, что бы команда работала слаженно и без слов понимали друг друга. Это-то мы сейчас и проверим.
2.6 Упражнение «Счет»
Психолог называет цифру от 1 до того числа, сколько членов группы присутствуют на занятии. В группе каждый раз должно встать быстро без предварительной договоренности ровно столько человек, какое число названо. Так повторяется несколько раз, пока названная цифра и число встающих не совпадут.
Существует утверждение, что в жизни ничего не бывает случайно. Я хочу сказать не зря именно мы (каждый из нас) оказался именно на этом корабле. Вероятно, нас объединяет много общего. Давайте попробуем выделить это общее.
2.7 Упражнение «Найди общее»
«Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.
Наше путешествие подошло к концу, мы пришвартовались к берегу, якорь брошен. И в заключении я попрошу вас, всех вместе, изобразить наш сегодняшний корабль. Можно использовать имеющиеся атрибуты. Делаем фото на память.
2.8 Рефлексия
Ответьте, пожалуйста на вопросы.
• Что для вас сегодня было важным?
• Какие чувства вы испытывали?
• Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Психолого-педагогические условия для проведения практикума
Одним из основных условий реализации психологической помощи является конфиденциальность, гарантирующая психологический комфорт и безопасность всех участников образовательного процесса. Поэтому все происходящее на тренинге остается там и не выносится на какое-либо обсуждение за его пределами.
Уровень личностного и профессионального развития педагога напрямую связан с уровнем его психологического комфорта. Отношение внутри педагогического коллектива играют не последнюю роль в формировании этого комфорта.
3.2 Материально-техническое обеспечение
Для проведения практикума используется музыкальный зал с нужным количеством стульев, соответствующим количеству участников.
Проектор для показа презентации.
Заранее подготовленные «карты» на обратной стороне которых нарисован один из трех рисунков (лодка, катер, теплоход).
Морская атрибутика. Это могут быть тельняшки, шляпы, банданы, канат и т. д.
листки бумаги, ручки.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).
2. Вачков, И. В. Основы группового тренинга. – М. : Ось-89, 2000.
3. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Речь, 2007. — 224 с: ил.
4. Старшенбаум, Г. В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб. : Речь, 2008. — 416 с.