Ирина Петрова
Методическая разработка по правовому воспитанию старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Разработал и составил педагог – психолог I кв. категории МДОУДСКВ № 44 «Солнышко» Петрова И. М.
С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.
Публикация «Методическая разработка по правовому воспитанию старших дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Начинается работа по правовому воспитанию с дошкольного возраста, пока личность ребёнка ещё самобытна и незакомплексована. Каждый ребёнок на свете имеет право на счастливое детство. Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует себя личностью, человеком живущим в социуме и имеющем равные со взрослыми права, обязанности и свободы. Это право защищено международными правовыми актами.
Основная цель правового воспитания дошкольников :
• Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний;
• Создание в ДОУ условий для организации интеллектуально-познавательной деятельности детей способствующих правовому воспитанию.
Основными задачами правового воспитания дошкольников является :
• Формирование первоначальных правовых знаний на основе Конвенции ООН о правах ребёнка;
• Развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Актуальность правового воспитания заключается в
• Обеспечении и защите прав человека и, в частности, защите прав детей;
• В необходимости каждого человека, и ребёнка в том числе, знать свои права, соблюдать их и защищать от посягательств.
Основным принципом построения образовательной деятельности по правовому воспитанию дошкольников является :
• Игровая деятельность;
• Проблемно-поисковая деятельность;
• Художественно-продуктивная деятельность.
Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенка предполагает его гражданско–патриотическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, т. е. интеграцию всех образовательных областей предусмотренных ФГТ
Для реализации правового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения проводилась работа в трех направлениях : с педагогическими кадрами, с родителями и детьми.
Данная работа осуществлялась в разнообразных формах: семинары, занятия, праздники.
В методических разработках в качестве оценки проведённой работы с детьми представлен сценарий общегородского интеллектуального праздника по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Город Счастья», которые могут использовать педагоги в воспитательно-образовательном процессе.
В доступной игровой форме происходит знакомство детей с правами на родительскую заботу, бесплатное обучение, безопасные условия жизни. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или эксплуатации. Эти и другие темы изучают дети старших дошкольных групп. В форме игры или беседы у детей формируется правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, ведь дети станут взрослыми. Если ребёнок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь близких и ценит всё это, он никогда не станет смеяться над ребёнком – инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе. Уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в обществе и имеющем равные с взрослыми права, обязанности и свободы.
Материалы, использованные на педагогическом совете, помогут педагогам закрепить и пополнить свои знания о правах детей записанных в различных правовых документах РФ.
Для ознакомления родителей с содержанием Конвенции ООН о правах ребёнка и другими правовыми документами использовались информационные уголки в группах.
Сценарий интеллектуального праздника «Город Счастья».
(для детей старшего дошкольного возраста г. Нижняя Салда).
1. Торжественное открытие праздника.
2. Ведущий: Наш интеллектуальный праздник посвященный правам ребёнка начинается.
Педагоги и дети читают стихи:
• На этих картинках нарисовано самое важное, необходимое ребёнку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка.
• Право-это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
• Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
• Но, к сожалению, в разных странах люди живут по–разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют.
• Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребёнок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя.
• Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей и их права. Называется этот документ Конвенция ООН «О правах ребёнка». Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в Конвенции и не нарушать их!
Дети: 1. Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, всем, всем,
Что ребёнок - тоже человек, только маленький совсем.
2. Никто не может меня оскорблять
И к плохому направлять.
3. Могу учить всё, что меня интересует,
И имею право сама выбирать, с кем мне играть.
4. Никто не может меня бить, обзывать,
И каждого могу к ответу призвать.
5. Никто не может читать моих писем без разрешения
Имею право на собственное суждение.
6. Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,
А если отличаюсь от других, то это не беда.
Все дети: Права детей надо знать
И никогда не забывать.
Ведущий: Дети, сейчас я приглашаю вас в замечательный город с необычным названием «Город Счастья». Чтобы попасть туда, надо исполнить гимн города Счастья. (Общее исполнение гимна).
Вот мы и оказались в городе Счастья. В этом городе много разных улиц. Давайте вместе побываем на этих улицах.
Перед вами улица «Здоровья».
ДОУ №44 проводит презентацию улицы «Здоровья».
Ведущий: Скажите, если в городе есть такая улица, то какое право детей соблюдается? (ответы детей)
Ведущий: А теперь мы пришли на улицу «Красивых Имён».
ДОУ №53 проводит презентацию улицы «Красивых Имён».
Ведущий: Какое право детей соблюдается, если есть улица «Красивых Имён»? (ответы детей).
Музыкальная пауза. Танец девочек.
Ведущий: Продолжаем своё путешествие. Мы попали на улицу «Талантов».
ДОУ №40 проводит презентацию улицы «Талантов».
Ведущий: Если есть такая улица, то какое право детей здесь соблюдается? (ответы детей).
Мы идём дальше по городу Счастья и приходим на улицу «Знаний»
ДОУ №27 проводит презентацию улицы «Знаний».
Ведущий: Какое право детей соблюдается на этой улице? (ответы) Правильно! В Конвенции ООН «О правах ребёнка» записано, что каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. Право на образование существует для того, чтобы каждый ребёнок мог учиться.
В современном мире трудно без знаний. Сейчас мы проверим, какие права, записанные в Конвенции, вы запомнили и сможете их назвать, посмотрев отрывки из известных сказок. Итак….
ДОУ №44 представляет сказку «Буратино».
Ведущий: Какие права были нарушены у героев этой сказки?
Молодцы! Смотрим следующий отрывок из сказки.
ДОУ №53. «Гуси – лебеди».
ДОУ №40 «Три поросёнка»
ДОУ №27. «Кот петух и лиса»
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете свои права и показали, как вы воспользовались своим правом на получение образования. А сейчас я предлагаю вам воспользоваться правом на отдых и приглашаю всех на танец.
Вот и подходит к концу наше путешествие по городу Счастья. Все жители этого города счастливы! Как вы думаете почему? Конечно, в этом городе у каждого ребёнка есть мама и папа, которые любят и заботятся о них, в каждом жителе этого города живет добро.
Сейчас я предлагаю вам представить свои эмблемы города Счастья. (Дети, на заранее подготовленных листах ватмана, представляют свои эмблемы. Это «домашняя заготовка» каждого детского сада).
Завершается праздник салютом и награждениями всех участников.
Литература.
1. Антонов В. В. Изучаем права человека. – М. :Вита-Пресс, 2003.
2. Ваши права. Под ред. М. А. Акимовой. – М. :Вита-Пресс, 2003.
3. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста : Информационный обзор / Авт. - сост. О. А. Соломенникова, М. ,1999.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. – М. : 2007.
5. Конвенция ООН о правах ребёнка.