Получи документы

Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников

Екатерина Миронова
Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Организация исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией

1. Цель, задачи исследования

Цель исследования – выявление особенностей слухоречевой и зрительной памяти у детей со стертой дизартрией.

Задачи исследования :

1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Публикация «Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников» размещена в разделах

2) подбор методики диагностики слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией;

3) выявление особенностей слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией;

4) подбор методических рекомендаций по развитию слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией.

1.2. Методика констатирующего эксперимента

Методика выявления особенностей и уровней сформированности слухоречевой и зрительной памяти у детей 6-7 лет со стертой дизартрией состояла из двух разделов. Первый раздел – исследование состояния слухоречевой памяти, второй раздел – исследование состояния зрительной памяти.

Исследование состояния слухоречевой памяти осуществлялось с использованием следующих методик.

Методика №1 «10 слов», предложенная А. Р. Лурия.

Цель: диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал: словесный ряд, состоящий из десяти несвязанных между собой слов: самолёт, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

Процедура проведения и инструкция: экспериментатор предлагает детям запомнить на слух цепочку из десяти несвязанных между собой слов, после этого медленно, с интервалом в 1 – 2 секунды, четко произносит десять слов. После этого экспериментатор просит ребенка повторить цепочку слов, в случае необходимости поправляет сделанные ребенком ошибки.

Количественная оценка результатов выполнения экспериментального задания по исследованию объема кратковременной памяти :

4 балла – большой и достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. Объем кратковременной памяти равен 7-8 единиц.

3 балла – соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание. Объем кратковременной памяти, составляет 5-6 единиц.

2 балла – недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание. Объем кратковременной памяти составляет 3-4 единицы.

1 балл – низкая способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено. Показатель кратковременной памяти составляет 1-2 единицы или отказ от выполнения задания.

Методика №2 «Долговременная память», предложенная А. Р. Лурия.

Цель: диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.

Процедура проведения и инструкция: экспериментатор предлагает детям запомнить ряд слов, при этом дается следующая инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились. Слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко». Ряд слов зачитывается экспериментатором несколько раз, чтобы дети запомнили.

Оценка результатов выполнения экспериментального задания по исследованию объема долговременной памяти.

Проверка происходит через 7 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В*А/100%, где:

А – общее количество слов;

В – количество запомнившихся слов;

С – коэффициент долговременной памяти.

4 балла– коэффициент долговременно памяти равен 75 – 100%.

3 балла– коэффициент долговременной памяти равен 50 – 75%.

2 балла – коэффициент долговременной памяти равен 30 – 50%.

1 балл – коэффициент долговременной памяти ниже 30 %.

Качественный анализ долговременной памяти проводился по тем же критериям, что и качественный анализ кратковременного заучивания.

Методика №3 парных ассоциации «Запомни пару».

Цель: исследование слухоречевой памяти методом запоминания ряда слов.

Стимульный материал: ряд слов, между которыми существуют смысловые связи: кукла – играть; курица – яйцо; ножницы – резать; лошадь – сани; книга – учитель; бабочка – муха; щетка – зубы; барабан – пионер; снег – зима; корова – молоко.

Процедура проведения и инструкция: экспериментатор читает испытуемому десять пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд, а испытуемый должен повторяет запомнившиеся слова правой половины ряда.

Оценка результатов выполнения экспериментального задания по исследованию объема долговременной памяти.

Коэффициент смысловой памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В*А/100%, где:

А – общее количество слов;

В – количество запомнившихся слов;

С – коэффициент долговременной памяти.

4 балла – коэффициент смысловой памяти равен 75 – 100%.

3 балла – коэффициент смысловой памяти равен 50 – 75%.

2 балла – коэффициент смысловой памяти равен 30 – 50%.

1 балл – коэффициент смысловой памяти ниже 30 %.

Исследования состояния зрительной памяти проводилось по трем методикам.

Методика №1 «Запомни и найди»

Цель: изучение особенностей зрительной памяти.

Процедура проведения: экспериментатор показывает ребенку карточку с изображением различных предметов (во втором случае – геометрических фигур) и предлагает их запомнить, что бы затем отыскать их среди других в нижней части таблицы. Между запоминанием и отыскиванием изображением делается пауза в 5 секунд.

Инструкция: «мы будем снова играть в «запоминалки». Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить как можно больше, а затем найти картинки на другом рисунке».

Оценка результатов выполнения экспериментального задания:

4 балла – ребенок воспроизвел три-четыре картинки (геометрические фигуры);

3 балла – ребенок воспроизводит две картинки (геометрические фигуры);

2 балла – ребенок воспроизводит только одну картинку (геометрическую фигуру);

1 балл – ребенок не воспроизводит ни одной картинки (геометрической фигуры) или отказ от выполнения экспериментального задания.

Методика №2 «Запомни и нарисуй»

Цель: изучение особенностей зрительной памяти.

Стимульный материал: образцы фигур для запоминания на отдельных листах бумаги.

Процедура проведения и инструкция: экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть рисунки и запомнить то, что там нарисовано, при этом дается следующая инструкция: «посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а теперь нарисуй то, что запомнил на другом листочке».

Оценка результатов выполнения экспериментального задания:

4 балла – ребенок воспроизвел все фигуры правильно;

3 балла – ребенок воспроизвел все фигуры, но с единичными ошибками;

2 балла – ребенок воспроизвел хотя бы одну фигуру правильно;

1 балл – ребенок не воспроизвел ни одной фигуры или отказался от выполнения экспериментального задания.

Методика №3 «Восстанови порядок»

Цель: изучение особенностей зрительной памяти.

Стимульный материал: шесть игрушек.

Процедура проведения: перед ребенком разложены шесть игрушек в случайном порядке. Экспериментатор предлагает ребенку запомнить их расположение в течение 15 – 20 секунд. Затем экспериментатор просит ребенка отвернуться, в это время он меняет 2-4 игрушки местами. После этого ребенок должен восстановить все игрушки в первоначальном порядке.

Оценка результатов выполнения экспериментального задания:

4 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно, т. е. разложил игрушки в первоначальном порядке;

3 балла – ребенок справился с заданием, допустив ошибки, но после наводящего вопроса исправил, т. е. разложил игрушки в первоначальном порядке;

2 балла – ребенок допустил единичные ошибки;

1 балл – отказ от выполнения экспериментального задания.

Для выделения подгрупп детей по степени сформированности памяти нами принята следующая шкала:

3,5 - 4 балла – высокая степень

3 – 3,4 балла – степень выше среднего

2,5 – 2,9 балла – средняя степень

2 – 2,4 балла – степень ниже среднего

1,5 – 1,9 балла – низкая степень

Менее 1,5 баллов - очень низкая степень

Публикации по теме:

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Методическая разработка викторины к Неделе театра для старших дошкольниковМетодическая разработка викторины к Неделе театра для старших дошкольников Викторина для педагогов, старших дошкольников и младших школьников к неделе театра Сразу оговорюсь, почему такая возрастная адресация.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка военно-строевой казачьей песни в рамках патриотического воспитания дошкольниковМетодическая разработка военно-строевой казачьей песни в рамках патриотического воспитания дошкольников Авторская казачья песня «Едут наши казаки охранять границы» Автор слов и музыки : музыкальный руководитель МБДОУ д/с №27 Галактионова Елена.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Тренажер для зрительной гимнастики «Полянка». Методическая разработкаТренажер для зрительной гимнастики «Полянка». Методическая разработка В результате модернизации системы образования в Российской Федерации с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки.

Zoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьмиZoom-встреча «Звезда памяти». Конспект образовательной деятельности с детьми Zoom-встреча: «Звезда памяти» Участники: дети дошкольного возраста (4-5лет) с родителями и воспитателем. Время: период самоизоляции, время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 15:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Миронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД