Екатерина Миронова
Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Организация исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией
1. Цель, задачи исследования
Цель исследования – выявление особенностей слухоречевой и зрительной памяти у детей со стертой дизартрией.
Задачи исследования :
1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Публикация «Методическая разработка по организации исследования слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
2) подбор методики диагностики слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией;
3) выявление особенностей слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией;
4) подбор методических рекомендаций по развитию слухоречевой и зрительной памяти у дошкольников со стертой дизартрией.
1.2. Методика констатирующего эксперимента
Методика выявления особенностей и уровней сформированности слухоречевой и зрительной памяти у детей 6-7 лет со стертой дизартрией состояла из двух разделов. Первый раздел – исследование состояния слухоречевой памяти, второй раздел – исследование состояния зрительной памяти.
Исследование состояния слухоречевой памяти осуществлялось с использованием следующих методик.
Методика №1 «10 слов», предложенная А. Р. Лурия.
Цель: диагностика объема кратковременной слухоречевой памяти.
Стимульный материал: словесный ряд, состоящий из десяти несвязанных между собой слов: самолёт, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.
Процедура проведения и инструкция: экспериментатор предлагает детям запомнить на слух цепочку из десяти несвязанных между собой слов, после этого медленно, с интервалом в 1 – 2 секунды, четко произносит десять слов. После этого экспериментатор просит ребенка повторить цепочку слов, в случае необходимости поправляет сделанные ребенком ошибки.
Количественная оценка результатов выполнения экспериментального задания по исследованию объема кратковременной памяти :
4 балла – большой и достаточно большой объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять информацию при установке на запоминание. Объем кратковременной памяти равен 7-8 единиц.
3 балла – соответствующий возрасту объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять достаточную информацию при установке на запоминание. Объем кратковременной памяти, составляет 5-6 единиц.
2 балла – недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание. Объем кратковременной памяти составляет 3-4 единицы.
1 балл – низкая способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено. Показатель кратковременной памяти составляет 1-2 единицы или отказ от выполнения задания.
Методика №2 «Долговременная память», предложенная А. Р. Лурия.
Цель: диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.
Процедура проведения и инструкция: экспериментатор предлагает детям запомнить ряд слов, при этом дается следующая инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились. Слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко». Ряд слов зачитывается экспериментатором несколько раз, чтобы дети запомнили.
Оценка результатов выполнения экспериментального задания по исследованию объема долговременной памяти.
Проверка происходит через 7 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:
С = В*А/100%, где:
А – общее количество слов;
В – количество запомнившихся слов;
С – коэффициент долговременной памяти.
4 балла– коэффициент долговременно памяти равен 75 – 100%.
3 балла– коэффициент долговременной памяти равен 50 – 75%.
2 балла – коэффициент долговременной памяти равен 30 – 50%.
1 балл – коэффициент долговременной памяти ниже 30 %.
Качественный анализ долговременной памяти проводился по тем же критериям, что и качественный анализ кратковременного заучивания.
Методика №3 парных ассоциации «Запомни пару».
Цель: исследование слухоречевой памяти методом запоминания ряда слов.
Стимульный материал: ряд слов, между которыми существуют смысловые связи: кукла – играть; курица – яйцо; ножницы – резать; лошадь – сани; книга – учитель; бабочка – муха; щетка – зубы; барабан – пионер; снег – зима; корова – молоко.
Процедура проведения и инструкция: экспериментатор читает испытуемому десять пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд, а испытуемый должен повторяет запомнившиеся слова правой половины ряда.
Оценка результатов выполнения экспериментального задания по исследованию объема долговременной памяти.
Коэффициент смысловой памяти высчитывается по следующей формуле:
С = В*А/100%, где:
А – общее количество слов;
В – количество запомнившихся слов;
С – коэффициент долговременной памяти.
4 балла – коэффициент смысловой памяти равен 75 – 100%.
3 балла – коэффициент смысловой памяти равен 50 – 75%.
2 балла – коэффициент смысловой памяти равен 30 – 50%.
1 балл – коэффициент смысловой памяти ниже 30 %.
Исследования состояния зрительной памяти проводилось по трем методикам.
Методика №1 «Запомни и найди»
Цель: изучение особенностей зрительной памяти.
Процедура проведения: экспериментатор показывает ребенку карточку с изображением различных предметов (во втором случае – геометрических фигур) и предлагает их запомнить, что бы затем отыскать их среди других в нижней части таблицы. Между запоминанием и отыскиванием изображением делается пауза в 5 секунд.
Инструкция: «мы будем снова играть в «запоминалки». Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить как можно больше, а затем найти картинки на другом рисунке».
Оценка результатов выполнения экспериментального задания:
4 балла – ребенок воспроизвел три-четыре картинки (геометрические фигуры);
3 балла – ребенок воспроизводит две картинки (геометрические фигуры);
2 балла – ребенок воспроизводит только одну картинку (геометрическую фигуру);
1 балл – ребенок не воспроизводит ни одной картинки (геометрической фигуры) или отказ от выполнения экспериментального задания.
Методика №2 «Запомни и нарисуй»
Цель: изучение особенностей зрительной памяти.
Стимульный материал: образцы фигур для запоминания на отдельных листах бумаги.
Процедура проведения и инструкция: экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть рисунки и запомнить то, что там нарисовано, при этом дается следующая инструкция: «посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а теперь нарисуй то, что запомнил на другом листочке».
Оценка результатов выполнения экспериментального задания:
4 балла – ребенок воспроизвел все фигуры правильно;
3 балла – ребенок воспроизвел все фигуры, но с единичными ошибками;
2 балла – ребенок воспроизвел хотя бы одну фигуру правильно;
1 балл – ребенок не воспроизвел ни одной фигуры или отказался от выполнения экспериментального задания.
Методика №3 «Восстанови порядок»
Цель: изучение особенностей зрительной памяти.
Стимульный материал: шесть игрушек.
Процедура проведения: перед ребенком разложены шесть игрушек в случайном порядке. Экспериментатор предлагает ребенку запомнить их расположение в течение 15 – 20 секунд. Затем экспериментатор просит ребенка отвернуться, в это время он меняет 2-4 игрушки местами. После этого ребенок должен восстановить все игрушки в первоначальном порядке.
Оценка результатов выполнения экспериментального задания:
4 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно, т. е. разложил игрушки в первоначальном порядке;
3 балла – ребенок справился с заданием, допустив ошибки, но после наводящего вопроса исправил, т. е. разложил игрушки в первоначальном порядке;
2 балла – ребенок допустил единичные ошибки;
1 балл – отказ от выполнения экспериментального задания.
Для выделения подгрупп детей по степени сформированности памяти нами принята следующая шкала:
3,5 - 4 балла – высокая степень
3 – 3,4 балла – степень выше среднего
2,5 – 2,9 балла – средняя степень
2 – 2,4 балла – степень ниже среднего
1,5 – 1,9 балла – низкая степень
Менее 1,5 баллов - очень низкая степень