Булькова Наталья
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОСМОСА»
Содержание образовательной деятельности построено с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Программные задачи:
• Расширять и углублять представления детей о космосе, различать космические тела : звезды и планеты.
• Дать понятие о влиянии Солнца и Луны на человека; смене дня и ночи.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать поисковую деятельность, доказательную речь (в решении поставленных проблем, проведении опыта).
• Развивать творческое воображение в изобразительной деятельности после занятия.
Материалы : посылка, сундучок, волшебная книга, глобус, плоскостные изображения: планеты, Солнце, плоскостное изображение Луны (растущая и убывающая, эмблемы Луны, апельсин.
Ход занятия:
Воспитатель вносит посылку «Волшебная книга путешествий»
Воспитатель: нас ждет необычное путешествие по этой старинной волшебной книге и мы узнаем много увлекательного и интересного.
ПЕРВАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: на ней нарисованы: Земля, Солнце.
Воспитатель: Первая страница необычна. Ответив на вопрос, мы сможем открыть потайной карманчик в книге, где нас ждет сюрприз.
Назовите мне, друзья
Где планеты, где звезда?
(Ответы детей)
Воспитатель: А почему вы так считаете, что Солнце -звезда, а Земля-планета (Ответы детей) Правильно, Солнце излучает тепло и свет, это неостывшее тело, а Земля –остывшее тело, оно не излучают собственного тепла и света.
Воспитатель: Старший брат-светел и горяч, а младшие братья и сестры вокруг него каждый по своей дорожке ходят, его теплом согреваются. Кто это ребята, назовите их имена. (Ответы детей)Конечно, это планеты Солнечной системы: Сатурн, Меркурий, Земля, Марс, Венера, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: Все загадки угаданы правильно, и открыв потайной карман мы находим изображение Солнца и планет Солнечной системы (траектории их дорожек).
Дидактическая игра «Братья и сестры Солнца»
Задача: расположить плоскостные изображения планет вокруг Солнца на разной траектории
Воспитатель: А могут ли столкнуться планеты?
Рассуждения детей : нет, т. к. у каждой своя дорожка и свой путь, Земля — это планета, и она тоже вращается вокруг Солнца.
Воспитатель: Если Земля вращается вокруг Солнца, то значит у нас должен быть все время день, а у нас бывает еще и ночь. Почему? А чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы проведем опыт: возьмем свечу, вращаем глобус, где точкой отмечена Россия, наблюдаем: какие участки освещает Солнце (там, где свеча освещает -день, где темно -ночь).
ВТОРАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: на ней изображены полная Луна, молодой месяц.
Загадка :
Ах, красавица луна,
Как ты ночью хороша,
Тебя месяцем зовут?
Дети отгадывают- Луна
Воспитатель: Луна обходит Землю за месяц, и этот месяц называют лунным. Вначале месяца Луна похожа на тонкий серп-это растущая. В середине месяца, в полнолуние Луна имеет форму блина, когда же она начинает убывать, то имеет форму буквы «С».
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА КНИГИ: на этой странице нарисовано море с Луной
Вот и загадка :
Ночью в плен тебя беру
Солнце взойдет-отпущу
(Прилив и Отлив)
Воспитатель рассказывает, о природном явлении-прилив/ отлив
Из сундука достаются раковина и морские звезды. Как вы думаете, когда они были оставлены на берегу?
Достаем из сундука эмблемы Луны
Воспитатель: Луна очень довольна вашими ответами и знаниями о луне. И дарит вам на память эмблемки луны.
Воспитатель приглашает открыть следующую страницу волшебной книги.
ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: изображено доброе солнце.
В: заполним «ступеньки добрыми делами Солнца»
Ступеньки:
1освещает
2 испаряет
3 обогревает
4 окрашивает
5 поворачивает
А чтобы ответить, какие же добрые дела у Солнца, послушайте загадки :
С неба смотрит Солнце
Миллионы лет
Льет на Землю Солнце
И тепло, и свет
(Освещает, испаряет, обогревает)
Врач тому не нужен
Кто со мною дружен
Кожа потемнеет
Сам поздоровеет.
(Окрашивает)
У подсолнуха забота
Ни минуты без работы
Пока солнышко стоит
Как радар за самолетом
Он за солнышком следит.
(Поворачивает)
Воспитатель:
Я начну сказку:
Вот однажды крокодил
Солнце в небе проглотил,
Плачут зайки на лужайке,
сбились серые с пути,
Им до дому не дойти…
Ребята, а как вы думаете, если исчезнет Солнце, что будет? (ответы детей)
как вы думаете, а мы можем встретить на Земле предметы, напоминающие солнышко? (ответы детей.)
После ответов, открывается пятая страница.
ПЯТАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: изображение «злого» Солнца.
Воспитатель: А всегда ли солнечные дела добры к живой природе? (ответы детей)
(воспитатель подводит детей к выводам) :
Если долго загорать на солнце, то можно сильно обгореть и будет ожег и высокая температура.
Солнце может иссушить землю; пересушить ручьи, реки- погибнут растения, животные, рыбы, люди будут страдать без воды.
Могут возникнуть лесные пожары, погибнут звери, растения, и птицы, и насекомые.
Приглашает детей открыть новую страницу книги.
ШЕСТАЯ СТРАНИЦА КНИГИ: нарисован апельсин-символ Солнца.
Воспитатель достает апельсин из сундука в подарок детям, как символическое изображение маленького солнышка.
Вот и перевернули мы последнюю страницу книги, но как жалко нам с ней расставаться. Давайте нашими рисунками продолжим книгу.
Воспитатель, под космическую музыку, предлагает нарисовать: подсолнух, радугу, росинку на листочке, ночное небо, море, луну.