Ольга Еремеева
Календарно-тематическое планирование по сенсорному развитию в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование
по сенсорному развитию в группе раннего возраста.
(Методика Монтессори)
Сентябрь.
1 неделя: Занятие «Собираем ягоды».
Цель: формировать умение различать по цвету одинаковые предметы; учиться работать тремя пальцами правой руки; расширять словарный запас; развитие социально-коммуникативных навыков.
Материал: Шарики из пластилина красного и зелёного цвета, тесёмка, металлические скрепки, корзинка.
Публикация «Календарно-тематическое планирование по сенсорному развитию в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 2
2 неделя: Занятие «Открой и закрой».
Цель: формировать умение находить тождество и различие предметов; развитие координации движений, коммуникативных навыков.
Материал: Банки различных размеров с закрывающимися и завинчивающимися крышками.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 10
3 неделя: Занятие «Погремушка – эксклюзив»
Цель: развитие мелкой моторики рук, слухового восприятия; развитие связной речи.
Материал: пластиковые банки, бусины, крупа, пуговицы.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 150
4 неделя: Занятие «Протолкни».
Цель: развитие мелкой моторики рук, формировать умение пользоваться простейшими приёмами установления тождества и различия объектов по величине; развитие связной речи.
Материал: баночка с крышкой, в которой отверстия разной величины, бусинки соответствующих размеров.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 126
Октябрь.
1 неделя: Занятие «Раз застёжка, два застёжка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие связной речи.
Материал: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 67
2 неделя: Занятие «Подбери крышечку»
Цель: формировать умение пользоваться простейшими приёмами установления тождества и различия предметов; развитие координации движений рук, активизация словаря.
Материал: банки различных размеров с закрывающимися и завинчивающимися крышками.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 79
3 неделя: Занятие «Рыбак»
Цель: развитие координации движений, формирование аккуратности; расширение словаря.
Материал: мелкие предметы: пробки, веточки, шарики, игрушки и т. д. ; сито, миска, тарелочка.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 6
4 неделя: Занятие «Сортировщик»
Цель: развитие логического мышления, видеть тождество и различие предметов – понимать такие слова, как «такой», «не такой», расширение словаря.
Материал: нитки трёх цветов, любые предметы разных размеров и форм.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 75
Ноябрь.
1 неделя: Занятие «Раз прищепка, два прищепка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение бытовым навыкам, расширение словарного запаса.
Материал: обычные бельевые разноцветные прищепки, корзина.
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4
2неделя: Занятие «Заборчик»
Цель: формировать умение фиксировать внимание на цвете предметов, учиться чедовать предметы по цвету; активизация словаря.
Материал: цветные «мотушки»: по две красного, синего, желтого цвета.
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4.
3 неделя: Занятие «Геометрические вкладыши»
Цель: развитие мелкой моторики рук, логику, аккуратность; помочь усвоить геометрические понятия, подготовить руку к рисованию и письму.
Материал: деревянные рамки – вкладыши с вырезанными в центре отверстиями разной формы.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 128
4 неделя: Занятие «Почтовый ящик»
Цель: развитие логического мышления; формировать умение сравнивать предметы по форме; обогащение словарного запаса.
Материал: коробка с отверстиями, предметы для проталкивания (катушки от ниток, шарики, ластики, и т. п.)
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 145
Декабрь.
1 неделя: Занятие «Мягкая пирамидка»
Цель: формировать умение сравнивать предметы по форме; развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря.
Материал: плоские подушечки (с отверстием в середине) в форме треугольника, квадрата и круга; стержень.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 118
2 неделя: Занятие «Разложи по порядку»
Цель: формировать умение фиксировать внимание на цвете предмета, приёмы установления тождества и различия в цвете однородных предметов, подбирать распавшиеся предметы; расширение словарного запаса.
Материал: бусины трёх цветов, совочек, два блюдца и мисочка.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 4
3 неделя: Занятие «Покорми птичку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, обучение бытовым навыкам, расширение словарного запаса.
Материал: обычные разноцветные прищепки, прямоугольник, круг, квадрат, треугольник – вырезанные из картона.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 82
4 неделя: Занятие «Математический планшет»
Цель: развитие мелкой моторики рук, абстрактного мышления; знакомство с геометрическими понятиями.
Материал: деревянная дощечка, цветные резинки.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 108
Январь.
1 неделя: Занятие «Разноцветные бусины»
Цель: формировать умение различать однородные предметы по цвету, устанавливать тождество и различие однородных предметов; учиться работать тремя пальцами; расширять пассивный и активный словарь.
Материал: разноцветный бисер, коробочки.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 97
2 неделя: Занятие «Звучащие предметы»
Цель: развитие слухового внимания; развитие координации движений, активизация словаря: звучит, шумит, колокольчик.
Материал: колокольчик, баночки с различными наполнителями – орехи, крупа.
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4.
3 неделя: Занятие «Ёжики»
Цель: закрепление знания цвета, развитие мелкой моторики рук, обучение ориентации в пространстве помещения, расширение словарного запаса.
Материал: прищепки четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый, «ёжики» тех же цветов, игрушка – Ёжик.
Ход: Белая К. Ю. «Первые шаги», Линка – пресс, 2002 г.
4 неделя: Занятие «Колпачки – матрёшки»
Цель: формировать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету и размеру.
Материал: колпачки трёх размеров, трёх цветов: красный, синий, жёлтый.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 136
Февраль.
1 неделя: Занятие «Башенки»
Цель: формировать умение различать однородные предметы по цвету, устанавливать тождество и различие однородных предметов; учиться чередовать по цвету; расширять пассивный и активный словарь.
Материал: цветные «мотушки»: по две красного, синего, жёлтого цвета.
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4.
2 неделя: Занятие «Волшебное сито»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимательность, расширять пассивный и активный словарь.
Материал: манка, рис, три глубокие тарелки; сито.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 6
3 неделя: Занятие «Цвета»
Цель: развитие цветового восприятия, памяти, внимания; учиться отличать оттенки цветов.
Материал: лист картона с наклейными цветными квадратами, карточки того же цвета.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 109
4 неделя: Занятие «Колпачки – матрёшки»
Цель: формировать умение устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету и размеру.
Материал: колпачки пяти размеров, трёх цветов: красный, синий, жёлтый.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 136
Март.
1 неделя: Занятие «Найди пару»
Цель: формировать умение различать по цвету одинаковые предметы, устанавливать тождество и различие однородных предметов по цвету и размеру, расширять пассивный и активный словарь.
Материал: цветные «мотушки»: по две красного, синего, жёлтого, зелёного цвета.
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4.
2 неделя: Занятие «Заборчик»
Цель: формировать умение фиксировать внимание на цвете предметов, чередовать предметы по цвету; активизация словаря.
Материал: цветные «мотушки»: по две красного, синего, жёлтого, зелёного, коричневого цвета
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4.
3 неделя: Занятие «Готовим лекарства»
Цель: развитие координации движений; развитие социально – коммуникативных навыков, проявляя заботу о других; учиться правильно держать ложку; обогащение пассивного и активного словаря.
Материал: чашка с ложкой, безопасные вещества, которые хорошо растворяются в воде.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 8
4 неделя: Занятие «Вышивка»
Цель: развитие координации «рука-глаз», мелкую моторику, усидчивость; развитие связной речи.
Материал: шаблоны, цветные шнурки.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 124
Апрель.
1 неделя: Занятие «Взбиваем крем»
Цель: развитие координации моторики рук; развитие социально – коммуникативных навыков, проявляя заботу о других; учиться правильно держать ложку; обогащение пассивного и активного словаря.
Материал: миска, шампунь, венчик.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 10.
2 неделя: Занятие «Заборчик»
Цель: формировать умение фиксировать внимание на цвете предметов, чередовать предметы по цвету; активизация словаря.
Материал: цветные «мотушки»: по две розового, белого, черного, коричневого цвета.
Ход: Сорокова М. «Монтессори – педагогика: вопросы теории и методики.», Дошкольное воспитание. 2000 г., № 10, стр. 4.
3 неделя: Занятие «Яркий лоскуток»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания; расширение словарного запаса.
Материал: лоскуты ткани различной текстуры.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 124
4 неделя: Занятие «Цветные цилиндры»
Цель: развитие логического мышления, внимательности; учиться группировать предметы; развитие связной речи, обогащение словаря.
Материал: наборы цилиндров (по пять штук, разной величины – 5,8,11,14,17 см в высоту, разных цветов: красный, синий, зелёный, желтый, розовый.
Ход: Смирнова Е. «Мария Монтессори: система дошкольного воспитания.», - Дошкольное воспитание. 2007 г., № 10, стр. 134
Май.
1 неделя: Занятие «Посыпаем дорожки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимательности; расширение словарного запаса.
Материал: крупа: манка или пшено, или песок, блюдце.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 2.
2 неделя: Занятие «Соберём все бусинки».
Цель: развитие координации движений, мелкую моторику рук; расширение словарного запаса.
Материал: песок, камешки (или бусинки, совок, ведёрко, сито.
Ход: Орлова Д. «Большая книга Монтессори», стр. 6.
3 неделя: Занятие «Башня».
Цель: формировать умение выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; активизировать в словаре – больше, меньше.
Материал: 5 -7 розовых кубиков разных размеров: длина ребра каждого на сатиметр меньше предыдущего.
Ход: Машин Л., Мадышева Е. «Домашняя школа Монтессори», стр. 110
4 неделя: Занятие «Лестница».
Цель: развитие логического мышления, устанавливать тождество и различие, методом прикладывания, толщины предметов; расширение словаря.
Материал: 5 – 7 коричневых призм, длиной 20 см с квадратным основанием (отличие друг от друга – 1 см)
Ход: Машин Л., Мадышева Е. «Домашняя школа Монтессори», стр. 110