Галина Шарафиева
Методическая разработка «Очистим планету от мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №377
Кировского района г. Волгограда
400059, г. Волгоград, ул. им. Кирова, 94 Тел/ факс: 44-26-81
Методическая разработка
«Очистим планету от мусора»
старший воспитатель:
Горбатенко Ольга Федоровна
воспитатель:
Шарафиева Галина Васильевна
ВОЛГОГРАД
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация.
Публикация «Методическая разработка „Очистим планету от мусора“» размещена в разделах
Данная разработка является авторской, предназначена для экологического образования старших дошкольников (как приоритетного направления деятельности детского сада) посредством дат экологического календаря. Предполагается творческое использование разработки : выбор даты экологического календаря («Очистим планету от мусора», создание презентаций, игр, викторин.
Актуальность.
Одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Акцию «Очистим планету от мусора», получившую впоследствии статус всемирной, впервые провели в сентябре 1993 года жители Австралии – они массово вышли на очистку океанских пляжей. Постепенно к акции присоединились другие страны, и на сегодняшний день в ней участвуют уже миллионы добровольцев из 100 государств во всем мире. Люди очищают от мусора места отдыха, пляжи, лесопарки и водоемы, пригородные территории и реки, проводят акции «Отходам нет хода», «Парк вместо свалок», «Атака на пластик», сажают деревья, устраивают выставки, концерты и пресс-конференции. Цель всемирной акции «Очистим планету от мусора» – привлечь внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности. «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно задохнется в собственных отходах», – сказал когда-то известный физик Нильс Бор. Организуя эту и другие подобные природоохранные всемирные акции, экологи изо всех сил стараются сделать так, чтобы слова Бора не стали пророческими…
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в молодом поколении. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Если использовать различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, это будет способствовать формированию экологической культуры личности.
В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Один из методологических принципов педагогической системы В. А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом».
Направление: экологическое.
Цель методической разработки : создание условий для развития у старших дошкольников гуманного, эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру через организацию даты экологического календаря.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания методической разработки :
• Научность и доступность - дошкольники получают научно обоснованные, современные знания из области утилизации мусора, доступные пониманию, видению ребенка - дошкольника. Экологическое образование дошкольников осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей их возрасту форме.
• Системность – реализуется в системе экологического образования дошкольников в детском саду и в структуре организации работы по проведению дат экологического календаря.
• Целостность - целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывающего взаимосвязи всего окружающего и его самого как части природы.
• Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий и специфики детского сада.
• Гуманистичность - содержание методической разработки направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, воспринимающего природу как самоценный объект, а себя - как часть природы. В разработке данный принцип предполагает личностно – ориентированный подход.
• Деятельностность – каждая дата экологического календаря включает систему заданий, направленных на реализацию данного принципа.
Форма организации детей: фронтальная (старший дошкольный возраст).
Необходимая предпосылка для реализации настоящей методической разработки – организация в детском саду системы работы по экологическому образованию дошкольников.
Данная разработка является авторской, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и ориентирует педагогов на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.
Предполагается творческое использование разработки : выбор дат экологического календаря детского сада, подбор презентаций для просмотра, выбор игр (дидактических, подвижных, настольных, места проведения, вопросов для викторин, кроссвордов, форм проведения.
Задачи работы с детьми:
обучающие
• формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об источниках возникновения мусора.
• формирование у детей представлений о влиянии отходов на окружающую среду и здоровье человека;
• формирование представлений у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
развивающие
• развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса;
• развитие у детей чувства сопричастности ко всему происходящему посредством музыки, театрализованных этюдов;
• развитие умения у старших дошкольников дифференцировать предметы по материалу, из которого они изготовлены;
• развитие связной речи, обогащения словарного запаса детей.
воспитательные
• воспитание у детей ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира, природы;
• воспитание у детей желания отражать свои впечатления в творчестве;
• воспитание у дошкольников культуры поведения на улицах города, соблюдения чистоты и порядка.
Требования к организации проведения в детском саду «Очистим планету от мусора» :
• организация различных мероприятий подготовительного этапа.
Критерии оценки результативности ознакомления детей с проблемой загрязнения окружающей среды:
o настроение и самочувствие детей;
o уровень сформированности представлений детей о культуре поведения в окружающем мире;
o понимание старшими дошкольниками практической значимости утилизации отходов в жизни человека;
o соблюдение правил поведения на улицах, в походах, понимание последствий экологически неграмотного поведения человека в природе и создание им мусорных свалок;
o впечатления детей о дате экологического календаря «Очистим планету от мусора» (обмен мнениями, впечатлениями, переживаниями, обсуждение увиденного, рассказы близким);
o умение видеть и соблюдать чистоту в детском саду, на улицах города.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Подготовительный:
• информирование родителей о дате экологического календаря;
• составление сценария костюмированного шоу в детском саду «Мода НЕ из комода»;
• создание компьютерной презентации «Мусор планете не к лицу»;
• подбор вопросов, заданий по теме;
• подбор познавательной и художественной литературы по теме;
• подбор картинок, иллюстраций с изображениями чистых и грязных улиц города, свалок, перерабатывающих заводов;
• изготовление детьми в группе и дома листовок по теме;
• установка на территории детского сада контейнера для макулатуры;
• сбор макулатуры родителями с детьми, сотрудниками детского сада;
• создание воспитателями авторских игр (дидактических, подвижных, настольных, развивающих);
• организация экскурсий по экологической тропинке детского сада, по улицам микрорайона.
Основной:
1. Психологическая подготовка детей к организации проведения праздника экологического календаря «Очистим планету от мусора» :
предполагающая:
- создание радостного настроения;
- умение детей обмениваться впечатлениями, эмоциями, переживаниями.
2. Работа воспитателя с детьми в группах в I половине дня:
просмотр презентаций по теме;
рассматривание иллюстраций с изображениями чистого города и свалок;
чтение детям стихотворений, загадывание загадок по теме;
разучивание с детьми стихотворений по теме;
беседы с детьми на тему: «Откуда берется мусор?», «Что делать с мусором?»;
изготовление экологических знаков и значков;
распространение детьми листовок «Скажем мусору – нет», «Спаси дерево»;
художественно-творческая деятельность детей и родителей «Мы за чистую планету» (рисунки, поделки и т. д.);
организация участия детей и родителей в проведении акции по сбору макулатуры «Спаси дерево».
Заключительный:
II половина дня:
Проведение костюмированного шоу «Мода НЕ из комода».
Организация выставки «Красота из мусора».
Оформление книги «Мы за чистую планету».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М., ВАКО, 2005.
2. Гульянц Э. К. «Что можно сделать из природного материала» - М., «Просвещение», 1984.
3. Дейстер И. В. Экомода: материалы выступления на городском экологическом конкурсе / Дейстер И. В. // Педсовет. - № 8. 2-4с.
4. Курганова Л. А. Сценарий экологической акции «Пластиковый бум»
/ Курганова Л. А., Т. В. Дикусар // Классный руководитель. – 2012.- №7 95-99с. (Экологическое воспитание).
5. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей: Чудо — всюду. Мир людей. — Ярославль: Академия, К". Академия Холдинг, 2000.
6. Филенко Ф. П. «Поделки из природного материала» - М., «Просвещение», 1976.