Валентина Кочеткова
«Умные пальчики». Методическая разработка по кружковой работе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа «Умные пальчики»
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Систематическая работа по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, и у детей улучшаются все психические процессы, активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.
Публикация «„Умные пальчики“, Методическая разработка по кружковой работе в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Как пальчиковые игры влияют на развитие психических процессов?
-Развитие речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна, понимаю ребенка. Стихотворная подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движения. При повторении текста и движений пальцами у ребенка на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложений, употребление различных грамматических форм речи и т. д. Позже ребенок будет использовать эти умения в самостоятельной деятельности.
-Память. Играя пальчиками, ребенок намного быстрее и легче запоминает текст, чем при обычном заучивании. И эти стихи запоминаются надолго.
-Внимание. Важнейшим способом обучения и развития дошкольников является подражание. Но не у всех детей оно развито одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. И пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.
-Мышление и воображение. Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
-Так же, следует отметить значение пальчиковых игр в подготовке руки ребенка к письму. Сильные, ловкие, гибкие и умелые пальчики дошкольника – это залог его будущих успехов в письме, рисовании, лепке, рукоделии и т. д.
Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Изучив все выше сказанное и переосмыслив значение пальчиковых игр в развитие ребенка, я выбрала тему своей кружковой работы «Умные пальчики». Эту работу я веду уже несколько лет, усложняя задачи от возраста к возрасту. Тема занятия по кружковой работе исходит из темы недели по плану. И состоит оно из двух частей:
- часть включает в себя непосредственно пальчиковую игру с соответствующим текстом. Разучиваем, повторяем движения и слова 2-3 раза, далее используем эту игру в повседневной деятельности.
- часть исходит из темы части. В старшей группе включала выкладывание из палочек, геометрических фигур, семян; лепка, рисование или движение карандашом и т. п. В подготовительной группе усложнила задачу и включила задание «Веселые клеточки» (развитие графических навыков и умение ориентироваться в тетрадях в клетку). Дети рисуют по клеточкам по образцу различные предметы, явления природы, животных, насекомых, людей, в зависимости от темы. Эти упражнения дети выполняют с большим интересом и желанием.
В заключение своего сообщения хочу отметить следующее. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения давать небольшими порциями, но делать с оптимальной нагрузкой. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание стоит уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть такие, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук и систематическая работа дает видимый и эффективный результат.