Крамарова Татьяна Евгеньевна
Лэпбук по ЗОЖ для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Составители:
А. Г. Бобрушко, Т. Е. Крамарова, воспитатели МБДОУ детский сад № 25 города Белово –
Лепбук / Наглядно –дидактическое пособие
В пособии описано назначение и структура изготовления лепбука, а так же варианты его использования.
Пособие предназначено для педагогов и специалистов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста.
Содержание
1. Введение…
2. Содержание и формы работы с наглядно-дидактическим пособием лепбук….
3. Изготовление наглядно – дидактического пособия лепбук….
Публикация «Лэпбук по ЗОЖ для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ. Лэпбуки на тему здоровья и спорта
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
4. Планируемые результаты использования лепбука с детьми дошкольного возраста….
5. Список литературы….
6. Приложение…
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).
Содержание и формы работы с наглядно – дидактическим пособием лепбук
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школьному обучению.
Цель: формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства через использование наглядно- дидактического пособия лепбук
Задачи:
1. Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной.
Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде (такой размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с ним (держать его в руках, писать в нем, рисовать и т. д., а после занятий поставить папку на отведенное для неё место). Но размер лепбука может быть и другим, по выбору педагога.
Чтобы родители активно включились в образовательный процесс с детьми, проявили свое творчество в изготовлении лэпбуков, с семьями воспитанников необходимо провести консультации, беседы, показать презентации, так как для большинства родителей это все-таки является новшеством.
Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные, заинтересовавшие ребенка, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Игрушки". А потом каждый ребенок может взять какую-нибудь конкретную любимую игрушку и в своем лэпбуке дать подробную информацию о ней.
Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы.
Изготовление наглядно – дидактического пособия лепбук
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А4); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.)
Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно или за символическую плату в сети Интернет - лучший вариант для новичков.
Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно - главное, начать и увлечься процессом. Определитесь с темой своей папки. Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку. Создайте основу тематической папки.
Порядок работы по созданию лэпбука :
- Выбрать тему;
- Составить;
- Подобрать;
- Нарисовать;
- Оформить
Макет папки
Существует три основных варианта:
базовый,
базовый с добавлением 1-2 -х расширений
сдвоенный базовый.
Изготовление таких основ подбробно показано на картинке.
Распланируйте, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать ваша папка. Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде (Пэйнте или программе-проектировщике, выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание. Придумайте удобное место для хранения изготовленных материалов. Интересных вам идей и плодотворных совместных занятий с детьми! Немного фантазии, творчества, воображения, совместная работа и лэпбук готов.
Планируемые результаты использования лепбука с детьми среднего дошкольного возраста
-формирование понятия о здоровом образе жизни;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с «лэпбуком»;
-ведение здорового образа жизни;
-отказ от вредных привычек;
-быстрое запоминание стихов, пословиц, поговорок о здоровом образе жизни;
- развитие способности к анализу, обобщению, формирование умения самостоятельно делать выводы, умозаключения.
-проявление интереса со стороны родителей.
Список литературы
1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
3. https://nitforyou.com/lepbuk/ Технология “лэпбук” (lapbook. лепбук) и ее применение
4. https://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html Как сделать лэпбук. Мастер-класс
5. https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-zdorovyi-obraz-zhizni-671222.html Лэпбук «Здоровый образ жизни».
6.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/mastier_klass_dlia_roditieliei_po_sozdaniiu_lepbuka Мастер-класс для родителей по созданию ЛЭПБУКА
Приложение
Список приложений
1. Схема лепбука «Лепбук – здоровью друг»
2. Структура лепбука «Лепбук – здоровью друг»
3. Фотографии лепбука
Приложение 1
Рисунок 1
Приложение 2
Лэпбук «Здоровью друг» включает в себя:
Режим дня;
Части тела;
Игры «Одень по сезону»;
Полезные и вредные продукты;
Игра «Соотнеси по силуэту спортсменов»;
Игра «Летние и зимние виды спорта»;
Игра «Гигиена»;
Картотеки: Артикуляционных гимнастик, Считалочки, Подвижные игры для прогулки по временам года.
1. «Режим дня»– страница № 1 представлена картинка с действиями ребенка в ту или иную часть суток, к которой прикреплена стрелка.
2. «Части тела» - страница № 2 представляет собой силуэт человека, благодаря, которому детям необходимо расставить и назвать все части тела, которые находятся в окошке.
3. «Одень по сезону» - страница № 3 основа игры, карточки с временами года и бумажные куклы на магнитах. Снизу находится окошко с одеждой для кукол по сезонам.
4. «Полезные и вредные продукты питания» - страница № 4 дети закрепляют знания о полезных и вредных продуктах. Необходимо разместить на магниты карточки, которые находятся в окошке и назвать полезные и вредные продукты. Там, где зуб плачет – вредные продукты. Там, где зуб улыбается – полезные продукты.
5. «Соотнеси по силуэту спортсменов» - страница № 5 детям необходимо маркером соотнести похожие силуэты спортсменов.
6. «Зимние и летние виды спорта», «Гигиена» - страница № 6 детям необходимо собрать пазлы.
7. «Артикуляционная гимнастика» - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные; «Считалочки» - Тренировка памяти, развитие внимания. Развитие чувства ритма. Развитие артикуляционного аппарата; «Подвижные игры» - Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
Таким образом, мы видим, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к познавательной деятельности.