Наталья Панкратова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Матрёшка — игрушка необычная»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Педагогическая находка» Тема: «Матрёшка-игрушка необычная»
ТЕМА: «Матрёшка- игрушка необычная»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа).
Направление: художественно-эстетическое.
Форма: образовательная деятельность.
Цель: развивать интерес к художественно-эстетической деятельности.
Задачи:
1. Развивать устную речь, образное и логическое мышление; развивать умение сопоставлять и делать обоснованные выводы;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Матрёшка — игрушка необычная“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Рассказывать детям об истории создания национальной игрушки– Матрёшке; способствовать формированию интереса и уважения к национальной игрушке; Развивать любознательность, внимание, связанную речь, мыслительные операции (доказывать, рассуждать, выстраивать грамотные предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
3. Создание своими руками тряпичной куклы – Матрёшки. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, умение радоваться чужим «победам».
Образовательная область:
- познавательное развитие - воспитывать интерес и стремление к познанию национальной игрушки и традиций; обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о национальной игрушке и национальных традициях; расширять представление детей об истории создания национальной игрушки и её значении; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности; развивать умение проводить несложный анализ-сравнение.
- социально-коммуникативное развитие – поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками; создать особый русско-национальный фон, способствующий накапливанию знаний детей о национальной игрушке- Матрёшке; способствовать формированию интереса и уважения к национальной игрушке;
- речевое развитие - развивать монологическую и диалогическую речь на основе обогащения представлений о национальных традициях; активизировать словарный запас в речевой практике: Фукурума, Радомир, Матрёшка, русская- национальная кукла, национальные традиции, крестьянская семья, изба, тряпичная кукла.
- художественно-эстетическое развитие – продолжать формировать художественный вкус; развивать творческую активность дошкольников; активизировать освоенные способы работы с тканью и приёмы оформления поделок с использованием бросового материала (пластиковой ложки).
- физическое развитие – способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной деятельности, развитие мелкой моторики.
Виды детской деятельности: художественно- эстетическое, познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная.
Материалы и оборудование : мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран; презентация «История создания Матрёшки»; выставка Матрёшек «Такие разные Матрёшки»; экскурсия в «Музей- изба».
Активизация словаря: Фукурума, Радомир, Матрёшка, русская национальная кукла, русские национальные традиции, крестьянская семья, изба, тряпичная кукла.
Предварительная работа: чтение детской литературы (загадки, стихи о Матрёшке, рассматривание фотографий и иллюстраций с различными Матрёшками, беседы о национальных традициях русского народа.
Содержание образовательной деятельности: образовательная деятельность «Матрёшка-игрушка необычная» была подготовлена выставка- «Такие разные Матрёшки», совместно с детьми старшей группы; подготовлена презентация «История создания Матрёшки».
В начале образовательной деятельности педагог предлагает детям посетить выставку «Такие разные Матрёшки» и «Музей-изба» (на базе ГБОУ СОШ № 1852 с. п. № 2). Для обобщения знаний о традиционной русской игрушке просмотр презентации «История создания Матрёшки». Рассматривание детьми игрушек (из чего изготовлены, какие формы у куклы, как расписаны и почему). В заключении дети изготавливают свою тряпичную куклу. Использование игровой мотивации, включение детей в творческий процесс, создание сюрпризных моментов, использование средств мультимедиа и художественно-эстетической деятельности способствуют повышению познавательной активности, творческой способности и творческого воображения, фантазии, развитие мелкой моторики рук, активизация умственных способностей у детей, эмоциональной активности детей, сохранению интереса и внимания детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Развёрнутый конспект непосредственно образовательной деятельности
МАТРЁШКА – ИГРУШКА НЕОБЫЧНАЯ
Ход занятия:
- Скажите ребята, без чего не может обойтись не один человек на свете? (ответы детей)
-А скажите, любите ли вы играть в игрушки? (ответы детей)
- Какие игрушки являются вашими любимыми? (ответы детей)
- Игрушки, которые вы любите, самые различные. Играя в них, мы не задумываемся о том, что игрушки могут влиять на формирование характера человека, определять то, чем будет заниматься человек во взрослой жизни. Известен такой факт: русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек.
Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлось точной копией настоящей. Часами мог играть император с железной дорогой. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.
В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребёнок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. А если с куклами плохо обращаться, ломать, портить игрушки, то у человека будут серьёзные неприятности.
- Об этом я вам рассказываю неслучайно. Дело в том, что мы с вами на нашем занятии будем говорить тоже об игрушке. Но об особенной. Отгадайте мою загадку:
Кукла первая толстая, а внутри она пустая,
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй,
Половинку отвинти, плотную, притёртую, -
И сумеешь ты найти куколку четвёртую …
Прячется в ней пятая – куколка пузатая.
- Итак, о какой игрушке идёт речь в этой загадке? (ответы детей)
- Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную Матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.
В ХIХ веке известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в неё вкладывались несколько таких же кукол поменьше, кукла эта была японцем, сердитым на вид стариком. Изображала она Фукуруму (или Радомир) – божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри – несколько божеств рангом пониже.
Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.
Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь – Василий Звёздочкин её сделал, а художник - Сергей Малютин расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
В образе русской Матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к русской народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус. Но все равно, когда мы слышим «Матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.
- А, теперь я предлагаю немного поиграть (физкульминутка). Давайте мы представим, что мы Матрёшки и выполняем движения за мной:
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)
- Давайте рассмотрим Матрёшек, представленных на выставке. Как вы думаете, из чего делают матрёшек? (ответы детей)
- Чаще всего из липы. Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (ответы детей).
- На Руси издавна любили делать игрушки из природного материала: из глины, из соломы, из дерева. И не только по тому, что они безвредны. Прежде всего, из-за того, что природные материалы передают своё тепло и живительную силу сделанной игрушке.
- В чем же особенность конструкции куколки? Несколько кукол одна меньше другой, вкладываются друг в друга (ответы детей)
- А теперь давайте посмотрим, какие цвета характерны для матрёшек? (ответы детей)
- Когда в жизни нас окружает подобное разнообразие цветов, буйство красок? (ответы детей) Во время праздников? (ответы детей)
- Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуем его описать (ответы детей)
- Какими словами вы бы охарактеризовали фигурку Матрёшки? (ответы детей)
- Какой наряд характерен для матрёшки? (ответы детей)
- Почему же голова игрушки всегда покрыта платком? Раньше женщине было неприлично показываться на людях без головного убора. Считалось позором «опростоволоситься», т. е. показать постороннему человеку простые волосы.
- Как вы думаете, можем мы по внешности определить, какой характер у этой игрушки? (ответы детей)
- А теперь давайте мы с вами представим, что мы, живём с вами в древние времена, и у нас нет современных игрушек. Представили? (ответы детей). Мы с вами будем делать свою игрушку из кусочков ткани и деревянной (пластиковой) ложки. Перемещаемся за столы для творчества, там вы найдёте сундучки с кусочками ткани и нитки для работы. Давайте сначала рассмотрим их. Вы заметили, что ткань разная, есть чисто белая и цветная?
- Вначале мы свернём два рулета из белой ткани. Это будут ручки нашей куклы.
- Потом мы прикрепим рулеты к ручке ложки, привяжем ниткой
- Теперь мы берем цветную ткань и заворачиваем в рулет всю конструкцию (ложку с рулетами «руками» нашей будущей куклы).
Отворачиваем «платье». А чего же нам не хватает? (ответы детей). Ну, конечно же платка. Берём кусочек ткани (треугольник) и повязываем нашей куколке. В руки мы ей можем дать (прикрепить) маленький платочек
(кусочек ткани, чтобы она могла танцевать с ним.
Итог:
-Итак, матрёшка больше, чем просто игрушка, в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой матрёшку