Получи документы

Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Светлана Назарова
Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель: Назарова С. Н. Саранск Детский сад №97"

Старший дошкольный возраст представляет собой возраст детей 5–7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы дошкольного учреждения. В данный возрастной период жизни у ребёнка начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности в целом.

Публикация «Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в истории педагогической науки рассматривается в большом количестве работ и исследований. Так, например, в трудах педагога и учёного И. Г. Песталоцци, рассматривается умственное образование детей с точки зрения теории элементарного образования. Автор в качестве важной задачи видит накопление дошкольником знаний на основании развития умственных способностей, а также чувственного опыта.

М. Монтессори, педагог и исследователь, в своих работах подчеркивает значение самопознания и саморазвития дошкольника в процессе развития интеллектуальных навыков. Она придает важное значение созданной взрослыми среде в качестве главного условия развития ребёнка.

Отечественный педагог и учёный, С. Д. Ушинский, рассматривает интеллектуальное развитие дошкольника с точки зрения его пытливости ума, а также наблюдательности.

Существуют некоторые тенденции в развитии знаний у детей дошкольного возраста.

Первая тенденция заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности ребёнка происходит углубление ясных, чётких знаний об окружающей действительности, расширение объема этих знаний. Знания, которыми обладает ребёнок, являются ядром его познавательной сферы.

Вторая тенденция заключается в следующем: в процессе познавательной деятельности у ребёнка возникает большое количество вопросов, предположение, догадок, которые являются неясными знаниями.

Следует отметить тот факт, что для качественного развития умственных способностей дошкольников необходимо как развития стабильных знаний, так и непрерывный рост неясных знаний которые, в свою очередь, является стимулом к умственной активности ребёнка.

Очень важным представляется в процессе занятий с ребёнком, формировать его различные мыслительные операции, например, классификацию, синтез, анализ, обобщение, сравнение.

Сравнение представляет собой основу мышления и понимания, которая заключается в сопоставлении явлений и предметов для того, чтобы найти между ними различия или сходство. Все в мире познается в сравнении.

Анализ представляет собой мыслительную операцию, которая заключается в разделении предмета или явления на разные части, отделение качеств, черт, свойств. Воспринимая какой–либо предмет, дошкольник мысленно выделяет в нём различные части. Например, изучая дерево, ребёнок может определить, что оно состоит из ствола, веток, листьев.

Синтез представляет собой ещё одну мыслительную операцию, которая заключается в соединении отдельных частей предмета в единое целое. Например, если ребёнку сказать, что объект состоит из листьев, веток, ствола, то дошкольник сразу же поймёт, что объектом является дерево.

Следует отметить тот факт, что синтез и анализ являются важнейшими мыслительными операциями, которые неразрывно связаны друг с другом. В единстве они представляют собой всесторонние и полное знание действительности.

Формирование интеллектуальных навыков старших дошкольников тесно связано с воспитанием, у них определённых личностных качеств, которые можно разделить на следующие группы:

эмоциональные качества: выражают отношение ребёнка к интеллектуальной деятельности, познанию, творчеству, искусству, окружающей действительности, отношение к жизненным явлением;

коммуникативные качества: способность к интеллектуальному диалогу, критичность в оценке истин, умение прислушиваться к мнению другого человека, доброжелательность;

самооценка личных качеств: чувство собственного интеллекта, уверенность в себе;

познавательные качества: самостоятельность, любознательность, инициативность.

Перечисленные выше личностные качества дошкольников являются важными условиями в процессе развития его интеллекта. Развитый интеллект благоприятно воздействует на формирование интеллектуальных навыков.

Интеллект ребёнка условно можно разделить на невербальный и вербальный.

Невербальный, или врождённый, интеллект представляет собой тип мышления, который опирается на представление и образы, связан с развитием мыслительной деятельности. Сюда относятся психические процессы, такие как: память, мелкая моторика, сформированность причинно–следственных связей, синтез, анализ, внимание.

Вербальный интеллект представляет собой возможность воспроизводить информацию в виде вербальных, или речевых, сигналов, систематизировать и анализировать информацию.

Оба этих интеллекта имеют важное значение для личности человека. Так, например вербальная интеллектуальная сфера обеспечивает человеку успех в литературе, языках, истории – гуманитарных науках. Развитая невербальная сфера обеспечивает человеку успех в технике, музыке, искусстве.

Детям дошкольного возраста важно научиться обладать простейшими способами мышления, обобщать, сравнивать, анализировать свои наблюдения. Учёный и педагог, Ж. Пиаже в своих исследованиях говорит о том, что уровень формирования операций классификации является показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.

Таким образом, старший дошкольный возраст представляет собой возраст детей 5–7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы дошкольного учреждения. В данный возрастной период жизни у ребёнка начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности в целом. Существуют некоторые тенденции в развитии знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности ребёнка происходит углубление ясных, чётких знаний об окружающей действительности, расширение объема этих знаний. Знания, которыми обладает ребёнок, являются ядром его познавательной сферы. Вторая тенденция заключается в следующем: в процессе познавательной деятельности у ребёнка возникает большое количество вопросов, предположение, догадок, которые являются неясными знаниями. Следует отметить тот факт, что для качественного развития умственных способностей дошкольников необходимо как развития стабильных знаний, так и непрерывный рост неясных знаний которые, в свою очередь, является стимулом к умственной активности ребёнка. Очень важным представляется в процессе занятий с ребёнком, формировать его различные мыслительные операции, например, классификацию, синтез, анализ, обобщение, сравнение. Формирование интеллектуальных навыков старших дошкольников тесно связано с воспитанием у них определённых личностных качеств, которые можно разделить на следующие группы: эмоциональные качества: выражают отношение ребёнка к интеллектуальной деятельности, познанию, творчеству, искусству, окружающей действительности, отношение к жизненным явлением; коммуникативные качества: способность к интеллектуальному диалогу, критичность в оценке истин, умение прислушиваться к мнению другого человека, доброжелательность; самооценка личных качеств: чувство собственного интеллекта, уверенность в себе; познавательные качества: самостоятельность, любознательность, инициативность. Перечисленные выше личностные качества дошкольников являются важными условиями в процессе развития его интеллекта.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 16:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД