Светлана Назарова
Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Назарова С. Н. Саранск Детский сад №97"
Старший дошкольный возраст представляет собой возраст детей 5–7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы дошкольного учреждения. В данный возрастной период жизни у ребёнка начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности в целом.
Публикация «Особенности развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Проблема развития интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в истории педагогической науки рассматривается в большом количестве работ и исследований. Так, например, в трудах педагога и учёного И. Г. Песталоцци, рассматривается умственное образование детей с точки зрения теории элементарного образования. Автор в качестве важной задачи видит накопление дошкольником знаний на основании развития умственных способностей, а также чувственного опыта.
М. Монтессори, педагог и исследователь, в своих работах подчеркивает значение самопознания и саморазвития дошкольника в процессе развития интеллектуальных навыков. Она придает важное значение созданной взрослыми среде в качестве главного условия развития ребёнка.
Отечественный педагог и учёный, С. Д. Ушинский, рассматривает интеллектуальное развитие дошкольника с точки зрения его пытливости ума, а также наблюдательности.
Существуют некоторые тенденции в развитии знаний у детей дошкольного возраста.
Первая тенденция заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности ребёнка происходит углубление ясных, чётких знаний об окружающей действительности, расширение объема этих знаний. Знания, которыми обладает ребёнок, являются ядром его познавательной сферы.
Вторая тенденция заключается в следующем: в процессе познавательной деятельности у ребёнка возникает большое количество вопросов, предположение, догадок, которые являются неясными знаниями.
Следует отметить тот факт, что для качественного развития умственных способностей дошкольников необходимо как развития стабильных знаний, так и непрерывный рост неясных знаний которые, в свою очередь, является стимулом к умственной активности ребёнка.
Очень важным представляется в процессе занятий с ребёнком, формировать его различные мыслительные операции, например, классификацию, синтез, анализ, обобщение, сравнение.
Сравнение представляет собой основу мышления и понимания, которая заключается в сопоставлении явлений и предметов для того, чтобы найти между ними различия или сходство. Все в мире познается в сравнении.
Анализ представляет собой мыслительную операцию, которая заключается в разделении предмета или явления на разные части, отделение качеств, черт, свойств. Воспринимая какой–либо предмет, дошкольник мысленно выделяет в нём различные части. Например, изучая дерево, ребёнок может определить, что оно состоит из ствола, веток, листьев.
Синтез представляет собой ещё одну мыслительную операцию, которая заключается в соединении отдельных частей предмета в единое целое. Например, если ребёнку сказать, что объект состоит из листьев, веток, ствола, то дошкольник сразу же поймёт, что объектом является дерево.
Следует отметить тот факт, что синтез и анализ являются важнейшими мыслительными операциями, которые неразрывно связаны друг с другом. В единстве они представляют собой всесторонние и полное знание действительности.
Формирование интеллектуальных навыков старших дошкольников тесно связано с воспитанием, у них определённых личностных качеств, которые можно разделить на следующие группы:
– эмоциональные качества: выражают отношение ребёнка к интеллектуальной деятельности, познанию, творчеству, искусству, окружающей действительности, отношение к жизненным явлением;
– коммуникативные качества: способность к интеллектуальному диалогу, критичность в оценке истин, умение прислушиваться к мнению другого человека, доброжелательность;
– самооценка личных качеств: чувство собственного интеллекта, уверенность в себе;
– познавательные качества: самостоятельность, любознательность, инициативность.
Перечисленные выше личностные качества дошкольников являются важными условиями в процессе развития его интеллекта. Развитый интеллект благоприятно воздействует на формирование интеллектуальных навыков.
Интеллект ребёнка условно можно разделить на невербальный и вербальный.
Невербальный, или врождённый, интеллект представляет собой тип мышления, который опирается на представление и образы, связан с развитием мыслительной деятельности. Сюда относятся психические процессы, такие как: память, мелкая моторика, сформированность причинно–следственных связей, синтез, анализ, внимание.
Вербальный интеллект представляет собой возможность воспроизводить информацию в виде вербальных, или речевых, сигналов, систематизировать и анализировать информацию.
Оба этих интеллекта имеют важное значение для личности человека. Так, например вербальная интеллектуальная сфера обеспечивает человеку успех в литературе, языках, истории – гуманитарных науках. Развитая невербальная сфера обеспечивает человеку успех в технике, музыке, искусстве.
Детям дошкольного возраста важно научиться обладать простейшими способами мышления, обобщать, сравнивать, анализировать свои наблюдения. Учёный и педагог, Ж. Пиаже в своих исследованиях говорит о том, что уровень формирования операций классификации является показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Таким образом, старший дошкольный возраст представляет собой возраст детей 5–7 лет, которые посещают подготовительную и старшую группы дошкольного учреждения. В данный возрастной период жизни у ребёнка начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности в целом. Существуют некоторые тенденции в развитии знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности ребёнка происходит углубление ясных, чётких знаний об окружающей действительности, расширение объема этих знаний. Знания, которыми обладает ребёнок, являются ядром его познавательной сферы. Вторая тенденция заключается в следующем: в процессе познавательной деятельности у ребёнка возникает большое количество вопросов, предположение, догадок, которые являются неясными знаниями. Следует отметить тот факт, что для качественного развития умственных способностей дошкольников необходимо как развития стабильных знаний, так и непрерывный рост неясных знаний которые, в свою очередь, является стимулом к умственной активности ребёнка. Очень важным представляется в процессе занятий с ребёнком, формировать его различные мыслительные операции, например, классификацию, синтез, анализ, обобщение, сравнение. Формирование интеллектуальных навыков старших дошкольников тесно связано с воспитанием у них определённых личностных качеств, которые можно разделить на следующие группы: эмоциональные качества: выражают отношение ребёнка к интеллектуальной деятельности, познанию, творчеству, искусству, окружающей действительности, отношение к жизненным явлением; коммуникативные качества: способность к интеллектуальному диалогу, критичность в оценке истин, умение прислушиваться к мнению другого человека, доброжелательность; самооценка личных качеств: чувство собственного интеллекта, уверенность в себе; познавательные качества: самостоятельность, любознательность, инициативность. Перечисленные выше личностные качества дошкольников являются важными условиями в процессе развития его интеллекта.