Ирина Пиксайкина
Конспект занятия «Одеяло мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Ссоры, конфликты, драки - неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. Одни очень бурно реагируют на ситуацию столкновения интересов в совместной деятельности с ровесником и сами выступают инициатором конфликта; другие вовлекаются в конфликт сверстниками и почти сразу же пытаются выйти из него.
Вообще, сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье (не только с родителями, но и братьями, сестрами) представляет собой источник многих конфликтов.
Публикация «Конспект занятия „Одеяло мира“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Так, психолог и новатор в области педагогики Томас Гордон одним из первых заявил, что «конфликт -это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни».
Конфликт -это не всегда плохо. Благодаря конфликту мы можем осознать свои истинные намерения и интересы, а также лучше понять устремления и намерения других людей. Благодаря конфликту мы узнаем, можем ли мы изменить себя.
Основная задача решения конфликтных ситуаций состоит не в том, чтобы научить ребенка не ссориться, а в том, чтобы научить его решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.
Задачи:
-Осознать и принять, что любой конфликт можно решить без физического и морального насилия (без драк и вербальной агрессии).
-Проявлять навыки культуры общения: желание понять и учитывать интересы другого, адекватно реагировать на желание собеседника.
-Относиться осознано к сверстникам в процессе общения, уважая его как личность.
-Применять полученную информацию при возникновении конфликтной ситуации в группе.
Методические приемы: сюрпризный момент, театрализованное представление, вопросно-ответная беседа, просмотр мультфильма, коллективная аппликация, коллективное конструирование.
Материалы: видеоролик с Ютюб-канала (ссылка https://youtu.be/0NlB-s0_1MI - мультфильм №2, кусок мягкой ткани 150Х100 см, клей, фломастеры, готовая аппликация для украшения, игрушка (машинка-конструктор).
Ход занятия:
Ведущий:
-Здравствуйте, ребята!
Дети (хором) :
-Здравствуйте!
Ведущий:
-А давайте мы друг-друга поприветствуем необычным способом. Согласны?
Дети:
-Да!
Упражнение «Приветствие»
Цель: Эмоциональное объединение участников группы, создание ситуации комфортного общения.
Участникам занятия предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Ведущий:
-Ребята, кто-то стучит в нашу дверь? Давайте посмотрим, кто к нам пришел в гости!
В комнату входят клоуны Ох и Ах.
Ох:
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут клоун Ох и я пришел к вам кое-что показать.
Ах (перебивает клоуна Ох, отталкивает его и выхватывает из его рук машинку-конструктор) :
-Здравствуйте, ребята! А меня зовут клоун Ах! И это я пришел вам показать, что я сконструировал.
Между клоунами завязывается потосовка, каждый тянет машинку-конструктор на себя. В итоге конструкция ломается.
Клоуны начинают сердиться, толкать друг-друга, обвинять. В итоге обижаются друг на друга, расходятся по разным сторонам групповой комнаты. Сломанный конструктор остается лежать на полу перед детьми.
Ведущий:
-Вот безобразники! Пришли к нам в группу, подрались, да еще и весь сюрприз испортили! Как вам не стыдно!
Клоуны Ох и Ах стыдливо прячут глаза, но продолжают обижаться друг на друга.
Ведущий: Ну ничего. Сейчас мы вместе с ребятами посмотрим мультфильм, а потом решим, что с вами делать.
Просмотр мультфильма. Обсуждение его с детьми. Вопросы:
-Почему поссорились медвежонок и белка?
-Что случилось с одеялом?
-Как смогли согреться медвежонок и белка?
-Как они могли поступить, чтобы избежать ссоры?
Ответы детей.
Ведущий:
-Ребята, а у вас бывают ссоры друг с другом?
-О чем вы спорите?
-С кем из ребят вы спорите чаще других?
- Как вы чувствуете себя после такого спора?
Ответы детей.
Ведущий:
-Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «одеялом мира». Как только возникнет спор, «противники» могут накрыться им и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. Клоуны Ох и Ах, подойдите к нам. Садитесь на ковер рядом с “одеялом мира”.
Дети так же рассаживаются вокруг.
-Ребята, Ох и Ах, давайте все вместе подумаем, как можно было решить проблему с конструктором? Как мы ее будем решать сейчас?
После нескольких минут дискуссии ведущий предлагает детям украсить кусок ткани:
-Сейчас мы можем превратить этот кусок ткани в “одеяло мира” нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а так же клоунов, а вы должны помочь мне его украсить.
Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают “одеяло мира” частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. “Одеяло мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «одеяло мира» без помощи ведущего, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Одеяло мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
После того, как “одеяло мира” украшено, ведущий предлагает клоунам укрыться им и обсудить свою проблему, а так же извиниться друг перед другом.
Затем дети помогают клоунам собирать конструктор-машинку. Клоуны благодарят детей, дают обещание больше никогда не ссориться. А если же у них возникнут разногласия, то они опять придут в группу к детям, укроются “одеялом мира” и обсудят, как лучше их решить.
Клоуны прощаются и уходят.
Ведущий задает вопросы для обсуждения?
— Почему так важно для нас «одеяло мира»?
— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
— Почему недопустимо драться в споре?
Дети отвечают на вопросы, обсуждают ответы.
Ведущий:
-Ребята, теперь у вас в группе есть “одеяло мира”. Если вы когда-нибудь захотите поссориться, вспомните про него. Укройтесь и обсудите, как нужно поступить, чтобы всем было хорошо. Договорились?