Романовская Олга
Обучение творческому рассказыванию дошкольников с использованием карт Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение творческому рассказыванию дошкольников с использованием карт Проппа
1 слайд Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.
Публикация «Обучение творческому рассказыванию дошкольников с использованием карт Проппа» размещена в разделах
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы сталкиваемся с тем, что многим детям пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ, пересказать знакомую сказку.
2 слайд К сожалению, современные родители редко рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить чадо смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. В результате — многие современные дети практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку», «Колобка», не слышали про «Теремок», «Рукавичку» и «Красную Шапочку». Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, часто затрудняются в выборе приемов, методов и форм работы по развитию детского словотворчества. Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми. Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами мы стали использовать инновационные. Наше внимание привлекли «Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.
3 слайд Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Проанализировав большинство сказок, Пропп пришел к выводу, что во всех сказках повторяется логическая цепочка сюжетосложения и поэтому он придумал схематичное изображение каждой сюжетной линии, разделив тем самым, сказку на набор, состоящий из 31 карты. В своей работе «Грамматика Фантазии» Джанни Родари сократил их количество до 20.
4 слайд Карты, которые придумал Владимир Яковлевич Пропп - это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах. Дети создают из них различные комбинации, согласно сюжету сказки.
5 слайд Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Используются для глубокого анализа сказочных повествований, восприятия традиционных способов построения сказки и организации сюжета в ней, тем самым способствуют развитию творческого, креативного мышления.
6 слайд Одна карта – это определенное событие сказки.
7 слайд Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки.
8 слайд Для работы с детьми дошкольного возраста Джанни Родари рекомендовал пять – восьмь карт, но мы считаем целесообразным использование в своей работе одиннадцати, т. к. именно одиннадцать карт позволяют наиболее полно передать сюжетную линию сказки. Последовательность карт может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме.
9 слайд Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа делится на несколько этапов.
На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.
Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были).
Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т. д.).
Концовка, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности: (Устроили пир на весь мир, и я там был мед сладкий пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).
На втором этапе проводятся «подготовительные игры» :
«Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
«Что в дороге пригодится» – основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек).
«Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев.
«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними. А так же: «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь».
На первом и втором этапе работа ведется воспитателями в группе.
На третьем этапе мы принимаем эстафету. Мы читаем сказку, «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа. Также, можно предложить задания:
- найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке;
- найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки;
- определить отсутствие знакомой карты;
- отделить лишнюю карту.
На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-10 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.
10 слайд Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди»
Первая карта жили-были - мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Карта запрет - родители запретили дочери уходить со двора, велели беречь братца.
Карта нарушение запрета - дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала гулять на улицу.
Карта враг начинает действовать - налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Карта герой покидает дом - бросилась девочка догонять лебедей.
Карта появление друга-помощника – Мышка предупредила об опасности, помогла детям убежать от Бабы-яги;
Карта спасение от преследования - Молочная река укрыла детей кисельным бережком;
Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами;
Печка спрятала детей в устьице.
Карта счастливый конец - гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к бабе-яге, дети прибежали домой, а там и отец с матерью вернулись с гостинцами.
11 слайд А сейчас я Вам предлагаю отгадать сказку.
Задание «Отгадай сказку» - «По-щучьему веленью» (старик и три сына).
12 слайд Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей? Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически. Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на малыша, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно. Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки. Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил.
13 слайд Практическая часть «Придумай сказку».
Задание педагогам: сейчас я Вам предлагаю сочинить сказку экспромтом, с помощью карт Проппа. Количество карт 8. В итоге у нас получится коллективное творчество. Итак, начинаем! Мои коллеги в это время записывают сказку.
Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).
Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист, вредитель).
Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходит из дома, прекратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отправляет яблоко).
Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу).
14 слайд Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.