ирина лебедева
Обучение детей технике рисования штрихом
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Обучение детей технике рисования штрихом.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Публикация «Обучение детей технике рисования штрихом» размещена в разделах
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит руку к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребёнка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) передаётся объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т. к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление.
Обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно.
Организация работы с детьми
Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т. п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ.
Начиная работу по обучению детей технике рисования штрихами необходимо провести вводное занятие по ознакомлению дошкольников с жанром изобразительного искусства - графикой. Затем нужно ознакомить детей с работами детских художников - графиков Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева. При обучении рисованию наиболее значимое место среди методов и приёмов будет занимать показ способов изображения. На первых занятиях организуется знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. Отрабатывается техника рисования различных видов штрихов. Затем проводятся игры и упражнения на развитие техники штриховки. После освоения техники штриховки целесообразно приступать к изображению объектов и предметов.
Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Ведь не случайно, ребенок, как писала Надежда Константиновна Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Чтобы сделать занятия ещё более увлекательными, необходимо использовать музыкальный фон, литературные произведения, проблемные ситуации. Целесообразно устраивать выставки детских работ для родителей дошкольников.
Цель работы кружка: обучить дошкольников старшего возраста рисованию предметов и объектов в технике рисования "штрихами".
Задачи:
- познакомить с понятием "штрих" и видами штриха, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги;
- учить С помощью штриха рассказывать о характере предмета, о свойствах материала;
- познакомить с творчеством детских художников -графиков:Е. И. Чарушина, В. Г. Сутеева.
- закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию;
- развитие образных представлений и осознания изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих;
- выработка осмысленного применения изобразительных средств (точки, штриха, линии) в соответствии с образными задачами;
- знакомства с вертикальным направлением листа;
- развивать внимание и наблюдательность;
- развивать ассоциативное мышление, образное восприятие;
- развивать движения рук от грубой моторики до тонких, напоминающих письмо;
- обучать ориентации на листе «верх - низ» (вертикальное или горизонтальное направление листа ребенок выбирает по своему усмотрению);
- провести мастер-класс для родителей;
- оформить выставку детских работ.
Время работы кружка: среда, вторая половина дня.
Длительность занятий: 20 минут.
Периодичность: еженедельно.
Оборудование: листы белой бумаги, простые карандаши, ластики, образцы, репродукции картин.
Ожидаемый результат
По завершению работы кружка "Волшебный дождик" у дошкольников разовьются и усовершенствуются:
- образные представления и осознание изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств, как точка, линия и штрих;
- осмысленное применение изобразительных средств (точки, штриха, линии) в соответствии с образными задачами;
- умение работать с вертикальным направлением листа;
- внимание и наблюдательность;
- ассоциативное мышление, образное восприятие;
- движения рук от грубой моторики до тонких, напоминающих письмо;
- ориентации на листе «верх - низ»;
- художественно-творческие способности;
- навыки работы карандашом и ластиком;
- глазомер;
- аккуратность;
- усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
- коммуникабельность;
- связная речь.
Посредством кружковых занятий дошкольники старшего возраста научатся рисовать предметы и объекты штрихом.