Татьяна Капранова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4–5 лет «На помощь к бабушке»
▼ Скачать
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4-5 лет,
(с включением ребенка с задержкой психического развития).
Тема «На помощь к бабушке»
Образовательная область : Познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Программное содержание:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 4–5 лет „На помощь к бабушке“» размещена в разделах
Организовать познавательную деятельность детей, направленную на закрепление первичных представлений об овощах и фруктах, а также развитию умений группировать и классифицировать их с помощью дидактических игр и загадок.
Создать условия для развития самостоятельности и взаимодействия в группе сверстников.
Цель для ребенка с ЗПР: Вовлекать ребёнка в активную познавательную и речевую деятельность, совершенствовать умение отвечать на вопросы.
Активизация словаря: урожай, яблоко, лук, тыква, морковь, огурец, картошка,
капуста, груша, свекла, баклажан, помидор, лимон, апельсин, банан, персик, баклажан.
Оборудование: Интерактивная доска, аудиозапись, магнитная доска, корзинки -2 шт., картинки с изображением овощей, фруктов; муляжи овощей, фруктов. Дидактические игры по теме «Овощи и фрукты».
Воспитатель готовит отдельно задания, вопросы для трех групп детей.
1 группа – дети, у которых развито мышление, воображение, быстро справляются с поставленной задачей.
2 группа – дети, которые развиты по возрасту, справляются с косвенной помощью воспитателя.
3 группа – дети с ЗПР (Илья).
Ход занятия:
Мотивационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Кто рукавички нам теплые вяжет?
Сказочку добрую кто нам расскажет?
Вкусный превкусный пирог испечет?
И колыбельную песню споет?
Вы уже догадались, о ком говорится в этой загадке? Ответы детей.
На экране появляется бабушка.
Бабушка просит нас о помощи, посмотрите на экран.
Бабушка : «Здравствуйте мои дорогие и любимые ребята, в это лето, у себя в деревне, я вырастила очень хороший урожай из вкусных фруктов и овощей. Помогите мне собрать урожай.
Поможем бабушке?
Ориентировочный этап
Что нужно сделать для того, чтобы помочь бабушке?
Ответы детей. (отправиться в путешествие, вспомнить названия овощей и фруктов, где они растут, чем отличаются и тогда мы сможем собрать урожай).
Воспитатель:
Бабушка живет далеко, как же мы доберемся до бабушки, а на чем мы отправимся в путешествие поможет нам загадка.
Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто—то выбежал оттуда,
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой. (Паровоз).
Нам пора отправляться! Занимайте свои места, поехали…
Поехали! Дети выстраиваются друг за другом.
(звучит музыка «паровозик»).
Исполнительный этап
Воспитатель: Вот мы и приехали. Пора выходить из вагончика. Все вышли? Никто не остался? Дети стоят перед воспитателем.
Воспитатель: А кто из вас знает, чем отличаются овощи от фруктов? Ответы детей. (цвет, размер, форма, вкус)
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на грядке, в огороде, в земле.
Воспитатель: А где растут фрукты?
Дети: На дереве.
Воспитатель: Давайте вспомним названия овощей и фруктов. Отгадайте загадки.
Выставляются картинки на доску.
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель:
Круглое, румяное,
я расту на ветке.
Любят меня взрослые
и малые детки.
(яблоко)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон.
(Лук)
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
(Свекла)
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала.
(груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?
(лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий.
(апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет.
(банан)
Плод этот сладкий
и круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
снаружи пушистый.
(персик)
Фиолетовый кафтан носит овощ …
(баклажан)
Воспитатель: А теперь давайте вспомним какие овощи и фрукты мы с вами отгадали. Мальчики называют фрукты, девочки овощи.
Динамическая пауза пальчиковой игры «Капуста».
Воспитатель: Дети, послушайте, что вы слышите-звук ветра.
Ветер разбросал картинки с овощами и фруктами, помогите их вернуть на место. Давайте поиграем с вами.
Разбиваю на три группы. На столах лежат задания. Они выполняют самостоятельно задания.
1- Усложненное задания, собрать цепочку из овощей и фруктов.
2- На столе две картинки с фруктовыми деревьями и грядками овощей. Детям предлагаю разложить их по своим местам.
3- Илье дать разрезную картинку из 4-ех частей.
Молодцы. Справились с заданием.
Воспитатель. Дети, посмотрите какой богатый урожай мы собрали. (на столе лежат муляжи с овощами и фруктами).
Поможем бабушке их разобрать. Возьмите каждый по фрукту или овощу. У кого овощ положите его большую корзинку, у кого фрукт в маленькую корзинку. Дети выполняют задания.
Для ребенка третьей группе воспитатель наводящими вопросами помогает Илье справиться с заданием.
На экране бабушка благодарит детей.
А нам пора возвращаться в детский сад.
Встали друг за другом. Поехали.
Как вы думаете помогли мы бабушке?
Что мы делали для того, чтобы ей помочь?
Илья, помогли мы бабушке? Что ты делал, чтобы помочь бабушке?
Рефлексивный этап.
Дети стоят полукругом перед воспитателем, где были в начале занятия.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
Почему мы помогли бабушке? (дружные, сильные, смелые, умные)
Илья, понравилось тебе путешествие? Какие овощи ты помог собрать?
Перспективный этап.
Воспитатель: достаю картинки раскраски.
Бабушка прислала вам подарок картинки раскраски за то, что вы ей помогали. Вы их возьмете домой, расскажите мамам и папам про свое путешествие, и раскрасите их вместе с родителями.
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е. А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М. : ТЦ «Сфера». 2006.
2. Бабина Н. В. «500 как и почему для детей»
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
4. Волосовец Т. В. «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»
5. Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
6. Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.
7. Затулина Г. Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»
8. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»