Марина Тищенко
НОД по экологии в средней группе «Путешествие в лес эколят-дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Представленная методическая разработка – конспект занятия на тему: «Путешествие в лес эколят-дошколят» разработана с использованием современных технологий и соответствует требованиям ФГОС.
Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
Публикация «НОД по экологии в средней группе „Путешествие в лес эколят-дошколят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья, ручей (шифоновый шарф голубого цвета длиной 2 м, дерево (макет высотой 1,2 м, пенёк, гнездо из веток и сухой травы, две птицы (муляж, цветочная поляна (на зеленом ковре вырезанные из цветного картона головки цветов, мусор и пакет, картинка «солнышко» на мольберте, дидактическая игра «Найди пару», полоски желтого картона для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук, фигурки – игрушки «дикие животные» из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М. М. Зощенко «Умная птичка», К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Методы: решения проблемной ситуации, игровой, наглядный материал, с использованием ИКТ.
Ход занятия: Шаг 1.
- Ребята, посмотрите, сколько тут гостей, давайте поздороваемся и пожелаем нашим гостям здоровья. (Здравствуйте)
I. Мотивация:
Слайд 1. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)
- Дети, посмотрите вокруг себя! Что мы здесь видим? (деревья, мостик через ручей, полянку с цветами, солнышко светит, птицы поют).
- Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в лес)
- А лес то непростой, а волшебный! Посмотрите, кто нас встречает в волшебном лесу? (Старичок - Лесовичок) (кукла – перчатка).
Шаг 2.
- Правильно - это Старичок - Лесовичок. Давайте поздороваемся с ним:
- «Здравствуй, Лесовичок!» (хором)
Лесовичок говорит:
- Здравствуйте, ребята! Я Старичок – Лесовичок - житель волшебного леса!
Я в своём лесу живу, охраняю здесь траву,
все деревья и кусты, берегу жучков, цветы,
каждой птичке и зверьку помогаю, чем могу!
Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в свой сказочный волшебный лес, где много разных чудес!
Шаг 3. (показ картинок)
Однажды я превратил желудей и ёлочку в маленьких Эколят. Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса. Они желают с вами познакомиться. Маленькие Эколята помогут вам подружиться с природой, понять и полюбить её.
- Ребята, вы согласны познакомиться и подружиться с маленькими Эколятами?
Давайте, сначала посмотрим и послушаем, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются?
Видеофильм (Презентация звуковая)
- Так чем же занимаются маленькие Эколята? (собирают мусор в лесу, тушат пожар)
Значит, они защитники леса!
II. Основная часть:
Шаг 4. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на прогулку в сказочный лес и познакомиться с друзьями Старичка - Лесовичка? - Да.
- Тогда в путь!
- Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчит ручей, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит.
Шаг 5. (КАРТИНКА - ТИХОНЯ)
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает, вы узнали его? (это эколёнок - Тихоня).
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Правильно, у него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, даже скорее стеснительный, но это, ни сколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе? Давайте, ребята, вспомним и покажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим?
Шаг 6-7.
- Птичек зимой подкармливаем: насыпаем корм в кормушку, наблюдаем за птицами;
- Ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев;
- Чистим дорожки от снега лопатками, собираем мусор на участке.
- Молодцы, ребята! Вот, что вы делаете доброго и хорошего для природы!
Шаг 8. (стихи)
- Тихоня очень рад, а ещё он любит экологические стихи. Давайте, прочитаем стихи о добром отношении к природе.
1. Журчит глубокая река, свои лаская берега,
И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
2. Сделай домик для скворца, подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз накорми бельчонка.
3. Меньше фантиков, бумажек ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость: точно в урну попадай.
4. Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас мусорные горы.
- Молодцы, девочки и мальчики! Тихоня очень рад, что вы любите природу!
- Ну что ж, раз вы такие добрые, вежливые и заботливые, отправляемся дальше на прогулку в сказочный лес.
Шаг 9.(картинка – умница)
- Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу? (это Умница).
- Правильно, вы, наверно её узнали по двум косичкам, и одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Давайте, отгадаем её загадки о животных.
1. Раз гуляли мы в лесу и увидели (лису);
2. А в кусточке, угадай-ка, длинноухий серый (зайка); 3. Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк, да щёлк. Очень страшный серый (волк); 4. Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками (ёж); 5. Кто лесной хозяин строгий, а зимою спит в берлоге? (медведь); 6. Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам, он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом (белка).
- Молодцы, ребята, Умница очень рада, что вы знаете лесных зверей. А теперь она хочет проверить, как вы помогаете лесным обитателям.
- Ребята, смотрите, мостик через ручей. Давайте возьмемся за руки и поможем друг другу перейти через мостик (дети поддерживают друг друга за руки).
- Все перебрались на другой берег? Никто не свалился в воду?
На пути у детей разложены картинки (по типу игры «Разрезные картинки») с изображением диких животных: медведя, лисы, волка и т. п. Все картинки разделены пополам: 1)морда и передние лапы, 2)задние лапы и хвост.
- Дети, смотрите, какие странные животные. Давайте поможем сделать их красивыми, нужно сложить две части картинок. Чьи ушки? Какой хвостик у лисы, волка? Ит. д.
Игра «Соберем наших лесных жителей»
- Дети, а если надо кого-нибудь найти в лесу, как вы думаете, как это можно сделать? (кричать) А как кричат в лесу? («А-у!»).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- Давайте наберем через нос побольше воздуха, задержим дыхание и, для начала, выдохнем через рот. А теперь еще раз наберем воздух через нос, задержим дыхание и выдохнем со звуком: «А-у-у!».
- Молодцы, ребята, девочка-Умница очень рада была с вами познакомиться и поиграть. А теперь пойдем дальше.
Шаг 10. (картинка – шалун)
- Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун). - Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу.
- Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка? (нет) - Но что, же здесь не так? (кругом мусор)
- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор)
- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть.
Шаг 11. (Звучит спокойная музыка «Звуки леса»)
- Вы, наверно, устали, давайте сядем в кружок, вытянем ножки, закроем глазки и представим, что мы сидим на мягкой травке, солнышко нас согревает. Вот его лучики греют нам щечки. (когда дети закроют глаза, в гнездо к птенчику нужно «подсадить» маму с червяком в клюве (червяка можно слепить из коричневого пластилина)
ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО»
В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)
Нас лучами согревает.
Наши щёчки, наши щёчки (поглаживание пальцами щёчек)
Подрумянило слегка.
- Теперь солнышко греет наши ручки и ножки.
В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)
Нас лучами согревает.
Мы похлопаем в ладоши,
Мы потопаем немножко.
- Ребята, что-то солнышко не очень меня греет, может быть, ему не хватает лучиков? Давайте подарим ему теплые лучи!
(Дети встают и прикрепляют лучики).
- Ну вот, теперь совсем другое дело. Посмотрите, и солнышко сияет, у него теперь тоже хорошее настроение, как у Шалуна. Шаг 12. (картинка ёлочка)
-Давайте здесь на полянке поиграем немного. Смотрите, кто это? (Ёлочка)
- Правильно! Как вы догадались?
- У неё зелёное платье, жёлтая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками. Ёлочка – весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Она часто заходит в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Вот и сегодня она пришла к нам в гости и предлагает игру «Найди друга».
-А у вас, ребята, много друзей? (Ответы детей)
-А правила игры такие: под музыку мы будем гулять с одной частью картинки со словами: «По полянке мы идем и друзей себе найдем». Но как только музыка закончится, нужно будет найти себе друга и встать в пару.
- Раз, два, три – начали.
- Посмотрите, кого вы нашли? (Ответы детей)
Шаг 13.
- А теперь давайте встанем в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и с этой минуты постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы. Скажем Старичку-лесовичку и его друзьям – Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо» и наш девиз: «Только вместе, только дружно. Помогать природе нужно!»
- Как хорошо, что мы такие дружные и веселые!
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Дружат с небом облака, (дети идут по кругу и говорят хором)
А роса с травою,
Дружит бабочка с цветком,
Дружим мы с тобою.
Дружат взрослые и дети –
Все должны дружить на свете.
- Старичок - Лесовичок очень рад, что вы все добрые и воспитанные дети! Давайте послушаем его.
Лесовичок говорит:
Ребята, как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу! Я хочу подарить вам картинки с изображением растений леса. Предлагаю их раскрасить и вместе оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы. До свидания! До новых встреч!
- Поблагодарим нашего друга и скажем: «Спасибо и до свидания!»
- Нам теперь пора возвращаться тем же путем обратно.
- Смотрите, ребята, нашего друга- птенчика мама кормит червячком. Помашем им и скажем: «До свидания!
Шаг 14. Звучит песенка М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра»
1) Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра! - 2раза.
III. Рефлексия:
- Вот мы и вернулись с прогулки (дети садятся на стульчики)
- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (в сказочном лесу).
-Кого мы там встретили? (Старичка - Лесовичка)
- С кем он вас сегодня познакомил? (С маленькими Эколятами)
- А мы с ними подружились? (да)
- Так, хорошо ли иметь друзей, быть добрыми и заботливыми? - Кому мы с вами помогали на прогулке в сказочном лесу? (птенчику, маме-птичке, солнышку и маленьким Эколятам – Тихоне, Умнице, Шалуну и Ёлочке)
- Понравилась вам прогулка в сказочный лес?
- С кем бы вы хотели поделиться, рассказать о своих новых друзьях? (Ответы детей)
- Ребята, я всё же хочу проверить, всегда ли вы готовы делать добрые дела, быть настоящими защитниками леса? Если вы готовы, отвечайте трижды: «Да, да, да».
Будем старших уважать? Да, да, да!
Будем маме помогать? Да, да, да!
Позаботимся о кошке? Да, да, да!
Птицам мы насыплем крошки? Да, да, да!
Будем добрыми всегда? Да, да, да!
- Молодцы, ребята! Я очень рада за вас!