Елена Софронова
Методическая разработка НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному и социально – коммуникативному развитию.
Тема: «Семья».
Разработала: воспитатель Софронова Елена Валентиновна 1 квалификационная категория.
Цель: Формирование первичных ценностей и представлений о семье (ее составе, традициях).
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные:
1. Уточнять и обобщать знание о семье, о том, кто такие родные.
Публикация «Методическая разработка НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
2. Формировать представление о составе семьи, используя фотографии членов семьи.
3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.
4. Познакомить с новым праздником «Днем семьи».
Развивающие:
1. Развивать умение выразительно читать стихи, понимать и объяснять смысл пословиц.
2. Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Форма работы с детьми: совместная, групповая, индивидуальная.
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.
Методы и приемы:
Словесный: Словесная игра «Ласковое имя», беседа, кроссворд, стихи, составление рассказа по картине, составление рассказа по фотографиям, пословицы, песня.
Наглядный: Презентация «Моя семья, рассматривание фотографии, дидактическая игра «Собери семью вместе»
Игровой: Дидактическая игра «Собери семью вместе», пальчиковая игра «Дружная семья», словесная игра «Ласковое имя».
Практический: Динамическая пауза «Кто живет у нас в квартире?», дидактическая игра «Собери семью вместе», пальчиковая игра «Дружная семья», размещение в окошечке фотографии семьи, раскрашивание цветка.
Наглядно-дидактические пособия:
для детей: силуэт дома с окнами по количеству детей,
фотографии детей и их родных,
набор цифр по количеству детей
раскраски с ромашками по количеству детей.
Для дидактической игры «Собери семью вместе» картинки квартиры, избы, людей
Предварительная работа: Рисунки детей «Моя семья», коллективная работа «Петушок с семьей» (аппликация, «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о семье, сюжетно-ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки матери», беседа «Я и мой дом», чтение Л. Квитко «Бабушкины руки».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Создание образовательной ситуации.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы здесь мне подружиться?
Воспитатель: Я - Елена Валентиновна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут?
Здравствуйте милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот с такими хорошими и пригожими, мне хотелось о чем то поговорить. А хотите узнать о чем? Тогда я вам предлагаю разгадать кроссворд. Вы согласны?
Дети: Да.
1). Какого цвета полоса в центре Российского Флага? (синяя).
Какой звук слышите в начале слова? (с).
2). Красный щит с двуглавым золотым орлом? (Герб).
Какая буква пишется в середине слова герб? (е).
3). Российский город, в котором мы живем? (Макарьев).
Какой первый звук в слове Макарьев? (М).
4). Книга, в которой записаны все законы нашей страны? (Конституция).
Какая буква пишется в конце слова конституция? (я).
Все буквы отгаданы. Даша, прочитай слово (семья). Вот сейчас я вам предлагаю побеседовать о семье. Вы согласны?
2. Основная часть
Воспитатель: Дети, перед вами картины. Кто изображен на них?
Дети: Семьи.
Почему вы решили, что на картинах изображены семьи?
Дети: Здесь есть взрослые мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Правильно, на картинах изображены семьи, но жили они в разное время. Как вы думаете, на которой картине изображены наши современники? Почему?
Дети: Они живут в квартире, есть мебель, телевизор, одежда похожа как у нас и т. д.
Воспитатель: Какие люди изображены на этой картине? Составьте о них рассказ.
Дети (составляют рассказ по картине)
На этой картине изображены люди, которые жили очень давно, в бревенчатой избе. Электричества не было, зажигали свечи, одежда сшита своими руками. Женщины и девочки ходили в сарафанах, а мужчины и мальчики в рубахах с поясом.
Воспитатель: Хоть картины и разные, но их объединяет добрый настрой. Художникам удалось передать любовь и нежность друг к другу, заботу.
Как вы думаете, что такое семья?
Дети: Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют.
Воспитатель: Семья происходит от слова семя, когда папы и мамы создали семью, она тоже напоминала семя. Его нужно было с любовью выращивать, жить в согласии и заботиться друг о друге. Семья крепнет, и семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки: сынки и дочки.
Семья объединяет родных, родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер – это наши родные родственники, родня.
А вы знаете стихи о семье? Кто желает прочитать? Дети читают стихи по желанию.
Папа с мамой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю!
Скоро всем подарки куплю:
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухне - волшебная щетка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, конфета - Тишке.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю!
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?
Дети: Мама, папа, сестренка, братишка – родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг. А для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю выйти на коврик и отдохнуть.
Динамическая пауза
«Кто живет у нас в квартире?»
- 1, 2, 3, 4
- Кто живет у нас в квартире?
- 1, 2, 3, 4, 5
- Всех могу пересчитать.
- Папа, мама, брат, сестра,
- Кошка Мурка, два котенка
- Мой сверчок, щегол и я.
- Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Как вы думаете: все ли семьи одинаковые? Или они разные? Чем отличаются?
Дети: Все семьи разные. Есть большие и маленькие, люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, живут в разных домах.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери семью вместе».
Дидактическая игра «Собери семью вместе».
Правила игры: Собрать семью вместе в избе, квартире.
У вас на столе есть карточки. Возьмите карточку и положите перед собой. Что на ней изображено? (квартира, изба). На середине стола лежат карточки с изображением людей. Разложите их. Внимательно рассмотрите их и соберите семью вместе.
Воспитатель: Все справились с заданием? (индивидуальные вопросы к детям)
Воспитатель: Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
Дети называют пословицы и поговорки о семье.
1). Вся семья вместе и душа на месте.
2). Золото и серебро не стареет, отец, и мать цены не имеет.
3). Русский человек без семьи не живет.
4). Нет такого дружка, как родная матушка.
5). Дети-цветы жизни.
6). Семья ладом полна.
7). Без семьи нет счастья.
8). Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
9). Жалей отца с матерью, других не найдешь.
10). Птица рада весне, а мать деткам.
Воспитатель: Семья есть не только у людей, но и у животных, птиц. Посмотрите. Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображены семьи? Почему?
-Что кошка чувствует рядом со своими котятами? - Ответы детей
-Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? - Ответы детей
Воспитатель: Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
Воспитатель: Как хорошо, что у вас есть семья. Вы приготовили фотографии ваших родных. Положите их на стол. Кто хочет рассказать о своей семье?
(По ходу беседы воспитатель задаёт вопросы о членах семьи)
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Для мамы ты кто?
- Кто о тебе заботится?
- Сколько в вашей семье взрослых?
Найди цифру, которая соответствует количеству взрослых.
- Сколько детей? Кого больше?
Воспитатель: Каждый человек на земле очень желает, чтобы его семья была счастливой, чтобы у всех в семье было хорошее настроение, чтобы все были здоровыми.
Дети! А что нужно сделать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение (не обижаться, не сориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)
Психогимнастика.
Покажите дети, какое выражение лица у папы и мамы, когда они огорчены, а когда у них хорошее настроение (дети показывают).
Воспитатель: Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть мамы и папы. Вы растете в семье.
Подберите слова-признаки к слову семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, спортивная и т. д.).
Воспитатель: В каждой семье бывают праздники. Все вместе, за праздничным столом отмечают Новый год, день рождения и. д. А есть еще один замечательный праздник «День семьи». Его отмечают летом, а символом является цветок ромашка. Ромашка - простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же всем нам знакомый. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты.
Вы каждый день приходите в детский сад в нашу группу, и находитесь здесь почти весь день. Мы любим друг друга, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите на этот красивый дом. Это наша группа, окошечки – ваши семьи. Возьмите листочки с фотографиями и разместите в любое окошечко (дети размещают фотографии в окна дома).
Дом защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут, приласкают, здесь тепло и уютно.
Предлагаю послушать песню «Родительский дом».
3. Заключительный этап - рефлексия деятельности
Воспитатель: Дети, о ком мы сегодня с вами беседовали?
Что нового вы узнали?
Что понравилось?
Что для вас было сложно?
Что еще хотели бы узнать?
Я очень надеюсь, когда вы вырастите большими, у вас будет своя добрая, крепкая семья, а вы станете самыми лучшими родителями.
Сегодня у меня для вас есть небольшой подарок – ромашки – символы семьи, я предлагаю вам их в свободное время раскрасить, чем пожелаете: красками, карандашами, пластилином и подарить своей семье. Я уверена, что с таким талисманом ваша семья станет еще дружнее, никто не будет обижаться, ссориться, все вместе будут трудиться и любить друг друга.