Получи документы

НОД по познавательному развитию «Мы разные, но все мы вместе»

Татьяна Сазонова
НОД по познавательному развитию «Мы разные, но все мы вместе»

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим)

Цель: создавать условия к формированию у детей понятия дружбы между людьми разных стран и национальностей.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить детей с разными народами, населяющими планету; показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

- Вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;

Развивающие:

- Развивать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения;

- Развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к обычаям, культуре разных народов нашей планеты;

- Воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли.

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, игра.

Формы организации: фронтальная.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые; проблемные вопросы.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, глобус, карта мира с изображением живущих на ней народов разных национальностей; плакат с изображением Земли, силуэты людей разных национальностей, клей. Кисточки, салфетки.

Предварительная работа с воспитанниками:

изучение карты мира для детей, глобуса; беседы с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», «Народы мира»; рассматривание иллюстрационного материала по теме; чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе; загадывание загадок о дружбе; разучивание наизусть стихов.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите, (прижимают к груди)

И друг другу подарите (протягивают руки вперед)

Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, и подарите свою добрую улыбку, повторяя за мной слова:

Я улыбаюсь миру, мир улыбается мне.

Я желаю всем людям планеты мира на всей Земле!

2. Основная часть

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и скажите, что это?

Реки, горы и поля, ох, огромная Земля.

Но на нем вся поместилась,

В шарик меньше превратилась.

Ты его крути, верти, точку мира вмиг найди. (глобус)

- Правильно, ребята – это глобус.

А как вы думаете, что такое глобус? (ответы детей)

Дети, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия).

Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (нет)

На свете много стран больших и маленьких. И в каждой стране живут люди разных национальностей.

Предлагаю вам поиграть в игру:

Игра: «Кто в какой стране живет»

(Воспитатель называет страну, а дети народ)

Кто живет в Америке? – Американцы.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Армении? - Армяне

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живет в России? – Россияне.

Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете стран и народов!

Дети, Земля – общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего, но люди и многим отличаются друг от друга.

Скажите, что общего между людьми всей планеты? (Предполагаемые ответы: мы все люди; мы все любим своих родных, свою семью; нам всем нужны дом, еда, вода и чистый воздух; все мы хотим мира на земле)

Воспитатель: А чем люди отличаются друг от друга? (Предполагаемые ответы: мы разговариваем на разных языках; по-разному одеваемся; выглядим по-разному; у нас разные жилища (дома); мы живем в разных уголках земного шара)

(слайд 1) (Карта Мира)

Воспитатель: Посмотрите на карту – сколько разных народов живет на нашей планете!

Предлагаю вам отправиться в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. На чём вы хотели бы отправиться в путешествие? (ответы детей)

Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

(слайд 2) (Звучат звуки взлетающих самолётов.

На экране проектора слайд самолёта, летящего вокруг Земли. Воспитатель надевает пилотку и косынку стюардессы).

Теперь можно открыть глаза. Ну вот, теперь вы не просто дети, а пассажиры нашего авиалайнера. (слайд 3) (На слайде- салон авиалайнера)

Воспитатель: Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни. (Дети занимают места в «Салоне самолёта» (садятся на стульчики). Наш самолёт взлетел. Температура за бортом самолёта –25 градусов. Желаем приятного полета! (Ещё раз звучит рёв моторов, и стюардесса объявляет: «Наш полёт окончен!»)

(слайд 4)

Воспитатель:

- Посмотрите, нас встречают дети! Как вы думаете, куда мы прилетели? (предположения детей) Как вы догадались? (разрез глаз, национальная прическа и одежда) Дети, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (узкоглазый, темноволосый).

- Совершенно верно, мы с вами действительно оказались в Японии!

Как называются жители Японии? (ответы детей).

Правильно –японцы. Люди с таким типом лица и цветом кожи называются монголоидной расой. Одежду, которую носят японцы, называется кимоно.

Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты: креветки, кальмары, разную рыбу.

(слайд 5) Любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетением корзин и вееров. (слайд 6) В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

Одним из символов Японии считается прекрасное розовое дерево-Сакура.

В Японии очень любят разные головоломки, и я предлагаю вам поиграть в них. Для этого вам необходимо выбрать себе пару.

Подойдите к столу и соберите целую картинку из частей на столе.

Игра - головоломка «Собери картинку».

Воспитатель: - Что у вас получилось? (Храм, Сакура, веер, куклы)

Все это символы Японии.

Но нам пора отправляться дальше в путешествие вокруг земного шара.

(Дети проходят на свои посадочные места)

(слайд 7) Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни. (звучит звук взлетающего самолёта)

(слайд 8) Далее показывается слайд с изображением Африки.

- Дети, куда же мы прилетели на этот раз? (предположения детей)

Воспитатель: Совершенно верно! Мы прилетели в Африку и нас встречают африканские дети. Давайте опишем, как они выглядят.

(Дети по очереди называют отличительные особенности детей другой расы: тёмная кожа, короткие и кудрявые чёрные волосы, полные губы, крепкие белые зубы).

(слайд 9)

Воспитатель: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у людей лёгкая,

как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов. Они любят носить бусы и браслеты. Народ в Африке не богатый, но добрый, отзывчивый и гостеприимный. Люди живут в скромных домах, едят простую пищу. (слайд 10- дома). Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством: разводят верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, ослов. Дети, не смотря на отличия по внешнему виду, африканские ребята так же, как и вы любят играть, умеют дружить. Они ничем другим, кроме внешности, не отличаются от вас.

Тем не менее, у народов Африки есть свои традиции и обычаи: они любят носить различные маски и танцевать замысловатые танцы.

- Как вы думаете, что больше всего любят делать африканские дети? (Предположения детей африканские дети больше всего любят танцевать)

- И я предлагаю вам станцевать африканский танец «Чунга-Чанга»

- Ну как, дети, понравилось вам в Африке? (ответы детей).

(слайд 11) - Приглашаю вас занять свои места и пристегнуться, наше путешествие продолжается.

(слайд 12) - Куда мы с вами прилетели? Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Да это Крайний север, здесь очень холодно. Ханты, ненцы, так называют жителей севера, шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных оленьих шкур.

- А теперь расскажите, как выглядят дети? (ответы детей)

- Дети, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, светлые волосы (узкоглазый, светловолосый). Как сказать одним словом, что у человека белая кожа? (белокожий).

(слайд 13) - Как называется дом в тундре, в котором они живут? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему чум, а не дом.

Воспитатель: Правильно. Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием из оленьей шкуры. На пол кладут доски и оленьи шкуры. И пурга им не страшна. А еще ненцы, ханты занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.

- Дети, подберите родственные слова к слову «рыба». (Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить).

- А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». (Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий).

- Молодцы!

Подвижная игра «Белые медведи». (Проводится под музыку «Песенка о медведях»)

Воспитатель: Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой нелегкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать, что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Дети, а какие вы знаете пословицы о дружбе? (ответы детей)

Старый друг, лучше новых двух.

Друга ищи, а нашел, береги.

Друзья познаются в беде.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

(слайд 14) Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в Россию…Занимайте места в салоне нашего авиалайнера (шум самолёта). Вот мы и летим домой…

(Воспитатель - стюардесса объявляет посадку в Аэропорту России).

(слайд 15) Дети, посмотрите, кто нас встречает в России? (ответы детей)

- Да, это российские (русские) дети. Они тоже очень дружные, любят играть, танцевать, умеют петь и рисовать.

- Опишите, как выглядят эти дети (светлые волосы, светлые глаза и кожа).

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна -это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Вспомним, какие народы проживают в России.

(слайд 16)

В России проживают: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши, туркмены, армяне, азербайджанцы, турки.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны. Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.

Что такое народные традиции?

- Какие русские народные праздники вы знаете? (ответы детей)

Итак, у каждого народа есть свои праздники, народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете чем? (ответы детей)

- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Рукавичка», «Репка» и т. д.)

- А знаете ли вы сказки других народов? (ответы детей: эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела», нанайская сказка – «Айога», татарская сказка «3 дочери», украинская сказка «Колосок», ненецкая сказка «Кукушка»).

Воспитатель: Сказки всех народов очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь. Мы сильны своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.

Поднимите руки девочки. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые. А теперь, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу поднять руки ребят, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые. Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

(слайд 17) «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равны»

- Дети, мы с вами сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар! А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты? (ответы детей: о мире и дружбе на Земле)

К сожалению, есть на Земле места, где идет война. Чем страшна война? (ответы детей).

Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, страну война обошла стороной, чтобы светило яркое солнце, чтобы все смеялись и радовались жизни.

- Дети, я предлагаю вам в знак большой дружбы детей всей Земли сделать хоровод вокруг земного шара. Подойдите к столам, выберете себе изображение людей любой национальности, хорошенько намажьте клеем с обратной стороны, а затем приклейте вокруг Земного шара. Как красиво у вас получилось.

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

- Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

3. Итог занятия (рефлексия).

- Что вам, дети, понравилось на занятии?

- Что нового узнали?

- Где мы с вами побывали? С детьми каких стран и национальностей познакомились?

- Что объединяет людей разных стран и континентов?

Спасибо, дети, за вашу активную и заинтересованную работу.

Использованная литература:

Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. 2011 УЦ Перспектива, 2011.

Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть 2Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть 2 Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья Куда ни глянь - кругом друзья. Я. Аким Уважаемые коллеги.

Фотоотчет «Мы разные, но мы вместе!»Фотоотчет «Мы разные, но мы вместе!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! 4 ноября все жители России отметили День Народного Единства. Этот день занял.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст)Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Мы разные, мы вместе. 4 ноября — День народного единства» (старший возраст) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию «Мы разные, но все мы вместе»
Опубликовано: 6 августа 2024 в 18:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательному развитию «Мы разные, но все мы вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сазонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД