Вохменцева Наталья
Консультация «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная игрушка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35 «Малышок»
Конспект интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: средняя
Воспитатель: Вохменцева Н. И.
г. Шадринск
Темочки:
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Тема: «Народная игрушка (матрёшка)»
Программное содержание:
1. Закреплять знания о народной игрушке (матрешке).
2. Развивать умение определять и называть размер и
основные цвета.
3. Развивать диалогическую речь детей, расширять словарный запас.
4. Развивать умение закрашивать, не выходя за контуры.
5. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Матрёшки, шкатулка, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: разрезные картинки, фишки в виде матрёшек, раскраски «Матрёшки», цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа о народной игрушке, рассматривание матрёшек с различными узорами, словарная работа.
Ход:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся, улыбнемся, подарим им хорошее настроение и больше не отвлекаемся. (Дети здороваются).
Организационный момент:
Дети встают в круг.
Встали дети, встали в круг,
Ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: В руках у меня чудесная шкатулка. Что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Загадка про матрё шку:
В гости к нам пришла игрушка :
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская.
(Матрёшка)
Дети садятся на стульчики, воспитатель - напротив, на столе расставлены разнообразные матрёшки.
Воспитатель: Весёлая игрушка – расписная матрёшка – родилась 100 лет назад, её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. (Воспитатель показывает фотографию художника). У японских детей он увидел игрушку – неваляшку, внутри которой сидела кукла поменьше, а в той ещё поменьше, и сделал похожую, нарядил каждую красавицу в расписной сарафан, яркий платок и пёстрый передник, и подумал: как же назвать красавицу? И назвал её старинным русским именем Матрёша, как звали добрую красивую девушку, которая работала в доме художника. Так и родилась матрёшка.
Раньше в создании матрёшки участвовала вся семья.
Как вы думаете, что делал глава семьи? (вытачивал основу)
А как помогали женщины и дети? (раскрашивали, продавали на ярмарках, базарах) Крестьяне продавали игрушки на ярмарках и базарах и покупали себе еду и одежду.
Сейчас самые известные матрёшки изготавливают в городах Семёнове и Загорске, она является символом нашей страны, её дарят иностранцам.
Дети рассматривают матрёшек.
Проблемная ситуация.
Матрёшка принесла с собой конверт, но открыть его мы сможем только тогда, когда выполним задания. За правильный ответ вы получите фишки – матрёшки.
Хотите узнать, что находится в конверте? Тогда вперёд!
2. Игра «Выполни задание»
* Расскажите, какая матрешка? (нарядная, расписная, красивая)
* Почему она расписная? (сарафан украшен цветами, узорами)
* Какой наряд на матрёшке? (платок, передник, сарафан)
* Из чего она сделана? (из дерева)
Самый подходящий материал – сухая липа или берёза, так как она очень мягкая.
* Из скольких частей состоит каждая матрёшка? (из двух, а самая маленькая – целая)
* Чем матрёшки отличаются друг от друга? (цветом, рисунком, размером)
* Как вы думаете, почему матрёшки такие гладкие? (их обрабатывают шкуркой)
* Кто расписывает матрёшек? (художники)
* Какие цвета используют художники? (яркие)
* Как вы думаете, почему матрёшки не пачкаются и рисунок не стирается долго? (Их обрабатывают лаком, поэтому они блестят и долго сохраняют свой яркий рисунок)
* Назовите матрешку ласково. (Матрёшечка, Матрёнушка).
* Что можно делать с матрёшкой? (играть, собирать, подарить, придумывать истории)
Дети считают количество фишек и определяют победителя.
Матрёшка приготовила для вас ещё одно задание.
3. Игра «Собери матрешку»
Дети подходят к столам, где лежат разрезные картинки и собирают матрёшек.
Воспитатель: Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного отдохнем. Матрёшки приглашают вас танцевать.
Дети встают в круг.
4. Танец Матрёшек.
Дети встают в круг и исполняют танец «Мы весёлые матрёшки».
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания и мы можем открыть конверт. А в нём – раскраски с матрёшками. А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую.
5. Раскрашивание матрёшек.
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрёшек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети садятся за столы, проводится контроль осанки и пальчиковая гимнастика.
Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять,
Кулачки разжали – сжали, вот и пальчики размяли.
А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера за работу всем пора.
Дети самостоятельно расписывают матрёшек.
Итог занятия:
Кто к нам сегодня пришёл в гости? (матрёшки)
Какое задание вам запомнилось?
Сегодня вы были мастерами и сделали своих матрёшек, подумайте, кому вы её подарите.
Нам пора прощаться, до свидания.