Амина Хаирова
Методическая разработка занятия по петербурговедению «Прогулка по осеннему городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу; закрепление лексической темы: Осень.
Задачи:
- прививать любовь к родному городу; воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам, музеям и другим достопримечательностям родного города.
- речевое развитие ребенка через выразительное чтение стихов о городе, осени.
- развитие музыкальных способностей через выразительное танцевальное движение и пение;
- закрепление знаний детей о характерных приметах осени.
Публикация «Методическая разработка занятия по петербурговедению „Прогулка по осеннему городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- развитие творческих, личностных и интеллектуальных качеств.
- развитие памяти.
Дети свободно входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Октябрь», останавливаются врассыпную.
1. Снова осень на пороге,
Листья пожелтели,
Закружились на дорогах
Жёлтые метели.
2. А мы поедем на прогулку,
Туда, где плещется Нева.
На Петроградской, в переулках
Справляет праздник свой листва.
3. Деревья щедро сыплют листья,
Асфальт от листьев золотой,
А солнцу хочется умыться
Студёной невскою водой.
4. Ещё мгновенье – и потонет
Октябрьский медленный закат,
А ветер чуть деревья тронет,
И листья тонко зазвенят.
5. Клён раздаёт на память звёзды,
Под дубом жёлудь ждёт ребят…
Идите к нам, ещё не поздно,
На Петроградской – листопад.
Ведущий:
У нас с Вами сегодня экскурсия по осеннему Петербургу.
Автобус ждёт, прошу занять свои места.
(Дети «садятся в автобус»)
Экскурсовод:
Мы проехали с Вами по Петроградской стороне и оказались у того места,
где был заложен наш город. Как называется это место? (ответы)
Выходим, наша первая остановка.
Здесь, в крепости, мы поиграем в шуточную игру «По болоту Пётр шёл».
Перед игрой считалка:
6. Ветер, ветер, ты какой?
Петербургский я, морской.
На заливе разгулялся,
А теперь до вас добрался.
В переулках я свищу,
Кто из вас не спит, - ищу!
игра «По болоту Пётр шёл»
Экскурсовод 2:
Наша прогулка продолжается.
Куда же мы с вами отправимся теперь?
Прошу отгадать загадку:
7. Нева, Фонтанка, Мойка -
Рек знаменитых тройка.
Ещё одну прибавь-ка –
Не речку, а канавку
Лебяжью.
Дальше - просто.
Что между ними?
Остров!
Какой? Любимец всех ребят,
Зелёный остров -… (Летний сад!
Экскурсовод:
Хотите прогуляться по Летнему саду? Садитесь в автобус!
(Дети «садятся в автобус»)
Экскурсовод:
Приехали, выходим из автобуса.
Дети:
8. У Невы застыли в камне
Под седой волны напев
Мраморные изваянья
Юных и прекрасных дев.
Много статуй здесь в саду,
Забыть не сможешь ни одну.
Видеоряд на экране: «Статуи Летний сад»
Дети:
9. Сегодня сизым крылышком
Накрыла тучка сад,
И капельки прозрачные
На листиках висят
10. А на дорожках лужицы.
И мы по ним идём
А нимфы мокнут бедные
Умывшись под дождём.
Экскурсовод 2:
Петербург и осенью красивый,
Улицы, как зеркало, блестят.
Ветер, налетающий с заливы,
Вырывает зонтик у ребят.
11. Как не лень дождю по суткам литься!
Низко тучи ходят над Невой,
Летний сад давно осыпал листья.
Листья - словно дождик золотой
12. Если дождик проливной.
Зонтик я беру с собой,
Очень яркий и большой,
Желто-красно-голубой.
Кто ни повстречается,
Странно удивляется.
Говорит кругом народ:
"Вот так чудо! Зонт идет!"
Даже чуточку обидно,
Что меня совсем не видно.
Танец с зонтиками
13. Мне сказала капелька дождя:
«Наступила осени пора».
И осенних листьев аромат
Поселился в мой любимый Летний сад.
14. Шуршит под ногами листва,
И солнышку будто лень…
Над нами грустят небеса,
И статуи прячутся в тень.
15. И лебедь как будто уснул
На зеркале тёмном воды.
Чуть слышится улицы шум
В саду далеко от толпы.
16. Мы ходим, задумавшись здесь,
Ногами по листьям шурша.
Так Пушкин когда-то гулял,
И пела стихами душа…
Исполнение песни «Осенний вальс»
17. В ассамблею сад осенний
Превращался вдруг, в танцзал.
Каждый, кто прийти изволил,
Много-много танцевал.
18. Пляшут дети дружно в парах,
Вальс танцуют, менуэт.
Чем не праздник? Посмотрите!
И скучающих здесь нет.
Танец «Вальс»
19. Полетели, полетели
Птицы в тёплые края.
Скоро будут дуть метели
И опять придёт зима.
20. И, прощаясь с милым краем,
Журавли курлычут нам:
«До свиданья! Улетаем!
Мы весной вернёмся к вам!»
Дети берут атрибуты в руки и встают в большой полукруг.
Исполнение песни «Осенний ноктюрн»
Экскурсовод:
Летний сад находится в центре Петербурга.
21. Листо - листо - листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, летят, летят
Листья, листья, листья!
22. Листики разные,
Листики резные –
Жёлтые, красные,
Выбирай любые!
Ведущий: А чтоб было всё похоже,
Листопад устроим тоже.
Пусть и здесь для ребят
Листья кружатся, летят!
Проводится «Игра с листиками»
Ведущий:
Отгадайте, детвора,
Что сейчас вам всем раздам я
Вот из этого ведра? (показывает ведро) :
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
Молодцы, ведь с ними будет
Наша новая игра.
Пусть никто не позабудет
Вынуть жёлудь из ведра.
(дети берут жёлуди, встают в круг)
Ведущий:
Жёлудь на пол положи,
Себя в пляске покажи.
А потом уж не зевай,-
Быстро жёлудь подбирай!
Проводится игра «Жёлуди» (Кто быстрее)
26. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора… (А. С. Пушкин)
Ведущий:
Осень - прекрасное время года, радует нас яркими красками и с ней так не хочется
расставаться… Но в природе всё взаимосвязано. Пройдёт совсем немного времени и придёт черёд Осени уступить свои права сестрице Зиме. Но мы с вами не будем грустить, ведь Зиму мы тоже любим?
Вот и закончилась наша прогулка по городу.
Наш город Санкт-Петербург – это наша малая Родина, а на прощание мы с вами споём песню о России.
Исполнение песни «Русская сторонка»
Под музыку П. И. Чайковского «Октябрь», дети спокойно выходят из зала.
Музыкальный материал:
1. «Октябрь», музыка П. И. Чайковского фонограмма
2. «Едем…», музыка Е. Е. Соколовой, слова ДАН №1, № 2, № 3, № 4
3. «По болоту Пётр шёл», муз. И. Смирновой, сл. С. Сивцовой
4. «Осенний вальс», муз. Л. Б. Гусевой
5. «Вальс», музыка К. - М. Вебера
6. «Осенний вальс», музыка С. Е. Кожуховской
7. «Кружит вальсок», муз. Г. Ф. Вихаревой (без слов)
8. «Танец с зонтиками», муз. А. П. Петрова
9. «игра с листиками» (сбор разноцветных листьев)
10. «Осень в городе моём», музыка М. В. Сидоровой
11. Игра «Жёлуди» (Кто быстрее)
12. «Русская сторонка», муз. Н. П. Бобковой
Список литературы:
1. Г. Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»
2. Журналы «Колокольчик» : №№ 2/1997; 13/1999; 26/2002; 29/2003; 30/2003; 48/2011