Марина Сергеева
План коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида
План
коррекционно-развивающей работы
с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
Автор-составитель:
Сергеева Марина Васильевна, педагог-психолог
г. Ейск, 2023 год
Публикация «План коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
Коррекционно-развивающая программа разработана на основе пособий «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/ сост. Ю. Е. Веприцкая. - Изд 2-е испр. - Волгоград, 2017, Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей/М. А. Панфилова. -М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017 для детей старших групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы:
Развитие произвольного внимания и эмоционально-волевой сферы.
Задачи программы:
Коррекционно-образовательные :
1. Обучение навыкам сотрудничества со сверстниками.
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие и коррекция произвольного внимания.
2. Развитие волевых качеств: усидчивости, терпению, целеустремленности.
Коррекционно-воспитательные :
1. Повышение уровня самоконтроля в поведении.
2. Развитие коммуникативных навыков.
Организационные условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 6 лет. Сроки реализации с октября по май месяц. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в кабинете психолога, где дети могут свободно располагаться и передвигаться. Занятия проводит педагог-психолог.
Программа предлагает проведение 1 занятия в неделю с подгруппой до 10 человек. Длительность занятия составляет 20минут.
Подобная систематичность в коррекционной работе позволяет развивать самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности. В случае непредвиденного утомления детей игровой сеанс можно сократить до минимума, так как в него включено максимальное количество упражнений.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Психодиагностика проводится в сентябре и мае. Особое внимание уделяется изучению эмоционально-личностной сферы ребенка, оценивается уровень тревожности, наличие страхов, конфликтности в общении. В сентябре месяце в блок методик, включены методики: «Построй домик», «Соедини точки», «Заштопай ковер» (таблицы Равена, «Найди одинаковые предметы», «Домики».
После реализации программы у детей с ТНР старшей группы уменьшится конфликтность, снизится тревожность, они приобретают коммуникативные способности. Повышается уровень развития психических процессов. Дошкольники овладевают навыками самоконтроля, у них формируются положительные черты характера, они раскрывают свой потенциал.
Календарный учебный график
№ Содержание
(разделы, темы) Кол-во
часов Даты проведения
(планируемые) Даты проведения
(фактические)
1. Занятие №1.
Упражнение «Знакомство с мимикой и пантомимикой»
Игра «Что слышно»
Игра «Флажок»
Этюд «Штанга»
Этюд «Все спят» 1
2. Занятие №2.
Этюд «Заколдованный ребенок
Этюд «Сколько звуков?»
Этюд «Вот он какой!»
Игра «Будь внимательным!»
Игра «Запретный номер»
Игра «Противоположные движения»
Этюды на расслабление:
«Сосулька», «Шалтай-Болтай» 1
3. Занятие № 3
Этюды на выражение внимания и сосредоточенности:
«Тише!», «Зайцы в лесу»
Игра «Слушай хлопок»
Игра «Канон»
Игра «Зеваки»
Игра «Замри»
Этюд «Насос и мяч» 1
4. Занятие №4
Этюд «Игра в снежки»
Этюд «Слушай звуки»
Игра «Пишущая машинка»
Игра «Четыре стихии»
Игра «Пожалуйста!»
Этюд «Качели»
Этюд «Петрушка прыгает» 1
5. Занятие № 5.
Этюд «Дружная семья»
Этюд «Возьми и передай»
Игра «Что изменилось?»
Игра «Найди отличия»
Игра «Найди одинаковые»
Игра «Ухо-нос»
Игра «Иголка и нитка»
Этюд «Спать хочется» 1
6. Занятие № 6.
Этюд «Собака принюхивается»
Этюд «Лиса подслушивает»
Игра «Карлики и великаны»
Игра «Замри»
Игра «Повторяй за мной»
Игра «Найди два одинаковых кубика»
Игра «Лисонька, где ты?»
Этюд «Фея сна» 1
7. Занятие №7.
Этюд «Любопытный»
Этюд «Раздумье»
Игра «Съедобное-несъедобное»
Игра «С флажками»
Игра «Замри»
Игра «Что не так?»
Игра «Сова»
Этюд «Факиры» 1
8. Занятие №8
Этюд «Что там происходит?»
Этюд «Кузнечик»
Игра «Повтори за мной»
Игра «Запомни движение»
Игра «Запомни свое место»
Игра «Стоп!»
Игра «Реченька»
Этюд «Пылесос и пылинки» 1
9. Занятие № 9.
Этюд «Цветок»
Этюд «Игра с камушками»
Игра «Запомни свою позу»
Игра «Слушай и исполняй!»
Игра «Вот так позы!»
Этюд «Золотые капельки»
Этюд «Ласка» 1
10. Занятие №10.
Этюд «Новая игрушка»
Этюд «После дождя»
Игра «Слушай команду»
Игра «Смотри на руки!»
Игра «Запомни порядок»
Игра «Кто за кем»
Психомышечный релакс 1
11. Занятие № 11
Игра «Мимика в рисунках»
Игра «Закончи строчку»
Игра «Кто что делал?»
Игра «Художник»
Игра «Найди отличия»
Этюд «Я так устал»
Психомышечный релакс «Комарики» 1
12. Занятие №12
Этюд «Грязь»
Этюд «Потерялся»
Игра «Тень»
Игра «В магазине зеркал»
Игра «Разведчики»
Психомышечный релакс «Песок»
Психомышечный релакс «Муравей» 1
13. Занятие №13
Этюд «Клад»
Этюд «Ночной лес»
Игра «Рисование фигур»
Игра «Опиши предмет»
Игра «Ленточки»
Психомышечный релакс «Солнышко и тучки»
Психомышечный релакс «В уши попала вода» 1
14. Занятие №14
Игра «Мимика в рисунках»
Этюд «Внимательный мальчик»
Игра «Запомни буквы»
Игра «то изменилось?»
Игра «Рисование фигур»
Психомышечный релакс «Лицо загорает» 1
15. Занятие №15.
Игра «Мимика в рисунках»
Игра «Закончи строчку»
Игра «Внимательный ребенок»
Игра «Запомни цифры»
Игра «Слушай внимательно»
Психомышечный релакс «Сон на берегу моря» 1
16. Занятие №16
Этюд «Часовой»
Игра «Закончи строчку»
Игра «Запомни формы»
Игра «Машина едет» 1
17. Занятие №17
Игра «Сравни»
Игра «Закончи строчку»
Игра «Узор»
Игра «Назови, что видишь»
Игра «Выполни уговор»
Игра «Повтори быстро»
Этюд «Петрушка»
Этюд «Облака» 1
18. Занятие №18
Игра «Нелепица»
Игра «Небылицы»
Игра «Муха»
Игра «Сколько чего?»
Игра «Сколько палочек в руке»
Игра «Ловишки»
Этюд «Кукушонок кланяется» 1
19. Занятие №19.
Игра «Закончи строку»
Игра «Муха»
Упражнение «Графический диктант»
Игра «Острый взор»
Игра «Передай мяч»
Игра «Ива на ветру» 1
20. Занятие № 20
Игра «Чего на свете не бывает»
Игра «кто больше назовет»
Игра «Танграм»
Упражнение «Графический диктант»
Игра «Запрещенное движение»
Игра «Свеча» 1
21. Занятие № 21
«Золотая рыбка» 1
22. Занятие № 22
«Воробьиная семья» 1
23. Занятие № 23
«Три поросенка» 1
24. Занятие № 24
«Пчелка» 1
25. Занятие № 25
«Кошки» 1
26. Занятие №26 1
27. Занятие №27 1
28 Занятие №28 1
29 Занятие №29 1
30 Занятие № 30
Диагностика - 1 1
31 Занятие № 31
Диагностика - 2 1