Юлия Кондратьева
Конспект интегрированного занятия по ПДД в старшей группе «Наш друг — Светофор»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Наш друг – Светофор»
Наименование методической разработки (конспект, сценарий и т. п.) и тема
«Классный наставник по безопасности дорожного движения»
Номинация
Целевая аудитория: дети 5-6 лет
Автор-составитель: Кондратьева Юлия Михайловна,
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ПДД в старшей группе „Наш друг — Светофор“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Светофор
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №119»
2024 год
1. Пояснительная записка
1.1. Краткое обоснование выбора темы методической разработки: Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежедневно на дорогах по всей России происходят тысячи ДТП с участием детей. Только знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, осторожность, собранность, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
1.2. Целевая аудитория:
воспитанники старшей группы детского сада (5-6 лет).
1.3. Роль и место мероприятия/занятия в системе работы :
работа по знакомству с правилами безопасного поведения на дороге проводится систематично с использованием различных методов:
-игровые ситуации, способствующие формированию безопасного и внимательного поведения на улице;
-использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
-применение видеоматериалов;
-экскурсии к проезжей части, беседы, различные игры;
-рассматривание иллюстраций.
1.4. Цель, задачи, планируемые результаты мероприятия.
Цель: приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении, о значении сигналов светофора, продолжать знакомить с дорожными знаками.
Развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение действовать по сигналу.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на улице, подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
1.5. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора.
Форма проведения мероприятия: занятие. Занятие совмещает игровую и познавательную деятельность, что создает условия для актуализации и закреплению знаний детей по ПДД.
1.6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Коммуникативная деятельность: беседа, отгадывание загадок, анализ ситуации (кейс-технология);
Игровая деятельность: дидактические игры «Найди знак», «Собери знак», игра с макетом города «Расставь дорожные знаки»;
Информационно-коммуникационные технологии: презентация «Безопасность на пешеходном переходе»;
1.7. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия/занятия.
Кадровые: воспитатель, педагог в роли Светофора;
Материально-технические: групповое помещение детского сада, стульчики для детей, мультимедийная доска, мультимедийная презентация «Безопасность на пешеходном переходе», макет города с дорожными знаками, костюм Светофора.
1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего основы безопасного поведения на дорогах.
При использовании данной методической разработки в практике педагогического работника необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип системности: в целях актуализации знаний и закрепления навыков безопасного участия детей в дорожном движении планируются и используются различные формы работы: беседы, моделирование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, экскурсии, чтение художественной литературы;
- принцип реализации комплексного подхода: планируются мероприятия со всеми участниками образовательных отношений (обучающиеся, педагогические работники, родители, как участниками дорожного движения;
- принцип реализации деятельностного подхода: обучение в деятельности через практико – ориентированные мероприятия, моделирование дорожных ситуаций.
2. Основная часть
2.1. Описание хода проведения мероприятия/занятия.
Дети заходят, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения? (ответы детей).
Воспитатель: Лучший способ сохранить свою жизнь на дороге – это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах и я расскажу вам одну интересную историю : в одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Красный говорил: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Желтый говорил: нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Зеленый говорил: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал: «Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города».
Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Нужно слушаться без спора, указаний светофора.
Воспитатель: Ребята, а ведь Светофор к нам пришел сегодня в гости встречаем его.
Светофор : здравствуйте дети! Я пришёл к вам, чтобы проверить знаете ли вы правила дорожного движения. Вот мой первый вопрос:
1. Что означают сигналы светофора?
(ответы детей)
Светофор : предлагаю игру на внимание «Светофор».
Я показываю зелёный-все шагают.
Я показываю жёлтый- хлопают в ладоши.
Я показываю красный- тихо стоят.
(дети выполняют движения по сигналу Светофора).
Светофор : а теперь мой второй вопрос:
Кем являются дети и взрослые на улице?
Дети: пешеходы (на экране телевизора появляется картинка с изображением пешеходов).
Светофор : правильно. Каждый, кто выходит на дорогу получает звание пешеход. А почему пешеход?
Дети: потому, что ходит пешком.
Светофор : а как называется часть дороги, по которой ходят пешеходы?
Дети: тротуар (на экране телевизора появляется картинка с изображением тротуара).
Светофор : правильно. Ребята даю вам советы - не бегайте по тротуару, берегитесь выезжающих из дворов машин. Если вы идёте всей семьёй или друзьями не занимайте весь тротуар, иначе другим пешеходам придётся выйти на дорогу, где едут машины. А как называется часть дороги, где едут машины?
Дети: проезжая часть (на экране телевизора появляется картинка с изображением дороги).
Светофор : что вам поможет перейти дорогу, проезжую часть?
Дети: светофор и зебра.
Светофор : эта та зебра, которая из зоопарка сбежала?
(ситуативный вопрос)
Дети: нет. Зебра – это пешеходный переход (на экране телевизора появляется картинка с изображением пешеходного перехода).
Светофор : Давайте поиграем в игру «Найди знак».
Я показываю вам несколько знаков. Нужно найти знак «Пешеходный переход».
Теперь найдите знак «Надземный пешеходный переход».
С этим заданием вы справились. А теперь поиграем в игру: «Собери дорожный знак».
Дети собирают картинки с изображением дорожных знаков и называют их.
Светофор : а вот еще задание. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы!
1. Показ слайдов.
«Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте».
- Что вы видите на экране?
- Что делает мальчик?
- Правильно ли мальчик переходит дорогу?
- Почему вы так думаете?
- Какие правила дорожного движения нарушил мальчик?
«Ребёнок переходит дорогу один по пешеходному переходу».
- Что вы видите на экране?
- Что делает мальчик?
- Правильно ли мальчик переходит дорогу?
- Почему вы так думаете?
- Какие правила дорожного движения нарушил мальчик?
- Как правильно переходить дорогу?
«Дети переходят дорогу по пешеходному переходу со взрослым»
- Что вы видите на экране?
- Что делают дети?
- Правильно ли дети переходят дорогу?
- Почему вы так думаете?
- Как же правильно переходить дорогу?
Светофор :
Молодцы на все мои вопросы ответили! Теперь вы справитесь с очень важным заданием: на макете города надо расставить знаки пешеходных переходов на пути в детский сад, но только там, где они нужны.
(Дети рассматривают макет, расставляют необходимые дорожные знаки, объясняют их значение).
Светофор : Вы показали отличные знания!
Не оставили без внимания
Эти правила, самые важные!
Путь домой будет не страшен вам,
Если точно и без сомнения
Соблюдать вы будете правила движения.
Воспитатель: ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу.
Ответьте пожалуйста мне на вопросы (вопросы для рефлексии) :
– Что нового узнали на занятии?
– Что показалось интересным?
– Зачем нужно выполнять правила дорожного движения?
Воспитатель: ребята, для вас домашнее задание: когда в выходные вы пойдете гулять с родителями по городу, запомните, где вы увидите на улице светофоры, а потом расскажете нам!
2.2. Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия.
Рекомендую:
- Соблюдать темпоритм занятия;
- Создать у детей положительный настрой, атмосферу заинтересованности;
- Четко формулировать задания;
- В конце занятия провести рефлексию;
- Мотивировать детей к использованию полученных знаний в жизни.
2.3. Список используемой литературы.
1. Белая К. Ю., Зиина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с.
2. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М. :Издательство «Питер», 2014. – 16 с.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. - М. ; «Просвещение», 2009.
4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М. ; «Просвещение», 2005.
5. Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М. ; Издательство Эксмо, 2007.
2.4. Приложение
1. Кейс – технология
«Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте».
- Что вы видите на экране?
- Что делает мальчик?
- Правильно ли мальчик переходит дорогу?
- Почему вы так думаете?
- Какие правила дорожного движения нарушил мальчик?
«Ребёнок переходит дорогу один по пешеходному переходу».
- Что вы видите на экране?
- Что делает мальчик?
- Правильно ли мальчик переходит дорогу?
- Почему вы так думаете?
- Какие правила дорожного движения нарушил мальчик?
- Как правильно переходить дорогу?
«Дети переходят дорогу по пешеходному переходу со взрослым»
- Что вы видите на экране?
- Что делают дети?
- Правильно ли дети переходят дорогу?
- Почему вы так думаете?
- Как же правильно переходить дорогу?
2. Макет дороги к детскому саду
3. Дидактическая игра «Собери знак»
4. Костюм персонажа Светофор