Юлиана Мартинович
Картотека дидактических игр для развития мышления детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему: «Картотека дидактических игр для развития мышления детей младшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Тема: «Картотека дидактических игр для развития мышления детей младшего дошкольного возраста».
Цель для педагога: развитие мышления детей младшего дошкольного возраста, через картотеку дидактических игр.
Публикация «Картотека дидактических игр для развития мышления детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Задачи для педагога:
1. Привлекать внимание к анализу и выделению характерных особенностей предметов окружающего мира.
2. Учить различать предметы по их свойствам: цвету, форме, величине.
3. Расширять опыт простейших обобщений, группировки однородных предметов по нескольким сенсорным признакам.
4. Учить выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, а затем на этой основе преобразует мир.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс. Но его несформированность мешает детям запоминать материал. Поэтому особенно важно в этом возрасте развивать мышление.
При правильно развитом мышлении ребенок способен :
- Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.
- Синтезировать — объединять анализом с выявлением при этом существенных связей.
- Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.
- Классифицировать — группировать предметы по признакам.
- Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.
- Конкретизировать — выделять частное из общего.
Цель для детей : участие в играх, правильное выполнение заданий.
Задачи для детей :
1. Сравнивать в игре предметы по их свойствам: цвету, форме, величине. 2. Собирать сюжетные картинки из отдельных частей.
3. Узнавать и называть овощи и фрукты по внешнему виду.
4. Находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
5. Определять по запаху объект и называть его.
6. Группировать объекты по определенному признаку: цвету, форме, величине.
В картотеке представлено 20 дидактических игр по развитию мышления. В каждой игре описаны задачи, оборудование и ход игры.
Все игры разделены на небольшие подгруппы в зависимости от типа мыслительной операции:
1. «Подбери-ка»
2. «Сравни-ка»
3. «Расскажи-ка»
4. «Уточни-ка»
В первой группе представлены игры, которые развивают умения анализировать, выделять характерные особенности предметов окружающего мира.
Во второй группе размещены игры, направленные на формирование умения исследовать объекты окружающей жизни с помощью перцептивных действий, устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: цвету, форме, величине.
В третьей группе представлены игры, которые развивают умения устанавливать связи между предметами, делать простейшие обобщения, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам.
В четвертой группе размещены игры, направленные на формирование умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
В процессе развития мышления у ребенка только начинает формироваться умения рассуждать, делать умозаключения. Также развиваются любознательность, сообразительность, смекалка, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Данная методическая разработка будет полезна для воспитателей младших групп детского сада.
«Подбери-ка»
1. «Собери картину»
Задача: учить детей собирать сюжетную картинку из отдельных частей.
Оборудование: пазлы из сюжетных картин в конвертах.
Ход: Детям раздаются конверты, в которых лежат разрезные картинки и вместе с ними целая картинка этого же изображения. Детям предлагается внимательно рассмотреть целостное изображение, рассказать, что изображено на картинке. Затем дети должны опираясь на образец собрать полную сюжетную картинку.
3. «Парные картинки»
Задача: учить детей находить одинаковые картинки.
Оборудование: 2 набора детского лото.
Ход: Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону. Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным. После того, как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.
4. «Угадай фрукты и овощи».
Задача: учить детей узнавать и называть овощи и фрукты по внешнему виду.
Оборудование: картинки с изображением фруктов и овощей.
Ход: Детям раздаются картинки с изображением фруктов и овощей. Каждый ребёнок рассказывает об изображённом предмете, выделяя его свойства и признаки, а дети отгадывают предмет.
5. «Четвертый лишний»
Задача: учить детей находить лишнюю картинку.
Оборудование: карточки с изображением предметов, белые карточки.
Ход: Каждому ребенку выдаются 4 карточки с изображением предметов. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.
«Сравни-ка»
1. «Покажи такую же»
Задача: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Оборудование: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход: Пришел в гости Зайка и принес коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры, и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.
2. «Чудесный мешочек»
Задачи: учить находить знакомые предметы на ощупь и сравнивать их.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет и описать его.
3. «Чем отличаются»
Задача: учить устанавливать сходство и различие предметов.
Оборудование: 2 картины с одинаковым сюжетом и с отличиями в деталях.
Ход: Детям предлагаются 2 картины с одинаковым сюжетом и с отличиями в деталях. Дети отвечают на вопросы: чем похожи игрушки? Чем они не похожи? Постепенно дети научатся сравнивать предметы, отличающиеся двумя или более признаками.
4. «Похож – не похож»
Задача: учить детей находить признаки различия и сходства предметов, узнавать предметы по описанию.
Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребёнку предлагается задумать два предмета и вспомнить их сходства и различия, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребё нок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит (божья коровка и майский жук).
5. «Найди пару»
Задачи: учить детей находить пару с помощью тактильных ощущений.
Материал: маленькие мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями (каждой по 2).
Ход: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек. Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.
«Расскажи-ка»
1.«Фигуры»
Задача: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это - круг, а вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».
2. «Назови объекты одним словом» Задача: учить детей группировать объекты по определенному признаку.
Ход: Ребенку дается задание назвать группу объектов одним словом. Перечисляются следующие слова:
Лошадь, корова, овца, свинья;
Волк, лиса, медведь, заяц;
Капуста, картофель, свёкла, помидор;
Пальто, шарф, куртка, свитер;
Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
Суп, гуляш, каша, кисель;
Липа, берёза, ель, сосна;
Автомобиль, трактор, трамвай, метро;
3. «Цветочки»
Задача: учить детей группировать объекты по определенному признаку.
Оборудование: серединка цветка, лепестки с изображением объектов.
Ход: Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — кошка, третьему — пчела). Воспитатель раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые)
4. «Воздушные шарики»
Задача: развивать умение детей узнавать и называть основные цвета.
Оборудование: плоскостные изображения шариков трех основных цветов и 3 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход: Воспитатель показывает детям три шарика основных цветов и три ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой - шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать, надо ленту привязать.
Мы в руки ленточки возьмем, и шар по цвету им найдем.
5. «Найди такой же цветочек»
Задача: закреплять знания детей основных цветов, развивать умение по показу называть 3 основных цвета.
Оборудование: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего цвета, такие же изображения цветков меньшего размера.
Ход: Воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают, какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
«Уточни-ка»
1. «Назови три предмета»
Задача: развивать умение детей классифицировать предметы в определенные группы.
Ход: Детям необходимо на одно слово педагога подобрать три, подходящих к нему объекта. Например, к слову мебель – диван, стол, кровать.
2. «Кому что нужно?»
Задача: учить детей на основе признака называть конкретные предметы.
Ход: Педагог называет детям профессию. А дети перечисляют предметы, необходимые для работы. Например: «Сапожник: гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки…»
3.«Что за предмет»
Задача: учить детей классифицировать предмет по цвету, материалу.
Ход: Педагог называет какой-либо цвет, а дети называют, что бывает такого цвета. Также признаком для классификации могут служить качества предмета по материалу: деревянный, металлический, стеклянный.
4. «Подбери по форме»
Задача: закрепить у детей понятие о геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной формы.
Ход: Педагог формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них. Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду - к треугольным, стол - к квадратным. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.
5. «Угадай запах»
Задачи: развивать умение определять по запаху объект и называть его.
Оборудование: разложенные по стаканам кусочки фруктов.
Ход: Предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и попробовать назвать их.
Список использованных источников:
1. Бывальцева Н. Н. /Игры на развитие мышления у детей раннего возраста. [Электронный ресурс] / Бывальцева Н. Н. //Учебно-методический кабинет. – 2019. URL : https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/igry-na-razvitie-myshlenija-u-detei-ranego-vozrasta.html (22.04.20)
2. Васильева С. А. / Игры на развитие мышления у младших дошкольников. [Электронный ресурс] / Васильева С. А. // Социальная сеть работников
Образования. – 2019. URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/11/kartoteka-igr-na-razvitie-myshleniya-u-mladshih (23.04.20)
3. Воронина Т. М. / Картотека дидактических игр для детей раннего возраста. [Электронный ресурс] / Воронина Т. М. // Социальная сеть работников
Образования. – 2017. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/07/22/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-detey-rannego-vozrasta (22.04.20)
4. Жильцова И. В. / Дидактические игры на развитие мышления у дошкольников. [Электронный ресурс] / Жильцова И. В. // Мультиурок. – 2017. URL : https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-na-razvitiie-myshlieniia-u.html (22.04.20)
5. Захарова Е. В. / Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников. [Электронный ресурс] /Захарова Е. В. // Социальная сеть работников Образования. – 2019. URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/29/kollektsiya-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-myshleniya-u (20.04.20)