Шарыпова Ирина
Методическая разработка по применению многофункционального дидактического пособия по сенсомоторному воспитанию «Радуга-дуга»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира.
Публикация «Методическая разработка по применению многофункционального дидактического пособия по сенсомоторному воспитанию „Радуга-дуга“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Игры и дидактические пособия с радугой
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время.
Новизна моего многофункционального дидактического пособия по сенсомоторному воспитанию «Радуга - дуга» заключается в том, что состоит из сборника дидактических игр, направленных на развитие сенсорных и познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ, формирование сенсорной культуры осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
А также многофункциональное авторское дидактическое пособие по сенсомоторному воспитанию «Радуга - дуга» одна из форм взаимодействия с родителями.
Дидактическое пособие «Радуга - дуга» является мобильным, многофункциональным, универсальным дидактическим пособием. Оно уникальный компонент развивающей среды в ДОУ, позволяющий педагогам вести активную работу над сенсомоторным воспитанием и развитием познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ.
Мои развивающие игры предназначены для использования на занятиях, для индивидуальной работы с детьми ОВЗ.
Дидактическое пособие представляет собой серию игр «Разноцветные полоски», «Садовник», «Лесные жители» «Уложи куколку спать»
]Дидактическая игра "Садовник"
Представленная дидактическая игра предназначена для дошкольников 3-5 лет. Дидактическая игра сделана своими руками.
Цель: закреплять знания детей об основных цветах, геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, формировать умение различать и называть их.
Задачи:
Формировать знания детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, Развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности,
Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Оборудование: Основа с разноцветными и неокрашенными ячейками, цветы основных цветов и белого с геометрическими фигурами на палочках, карточки - схемы посадки цветов, фигурка садовника.
Ход игры:
1 вариант.
Воспитатель предлагает рассмотреть детям цветы, назвать, чем они отличаются. И предлагает помочь садовнику рассадить цветы по клумбам.
Игровые действия: нужно соотнести цвет лунки с цветом растения и «посадить» его в соответствующую ячейку (лунку).
2 вариант
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть карточки со схемой рассадки цветов и помочь садовнику «посадить» их в нужную лунку. В конце игры дети рассматривают, какие у них получились клумбы.
Игровые действия: нужно соотнести цвет лунки на карте-схеме с цветом растения и «посадить» его в соответствующую ячейку (лунку).
3 вариант
Воспитатель обращает внимание детей на то, что садовник вывел новый сорт цветов, они белого цвета и просит назвать, чем они отличаются. Далее дети рассматривают карточки со схемой посадки цветов и помогают садовнику рассадить цветы по клумбам
Игровые действия: нужно соотнести геометрическую фигуру, её цвет на карте-схеме с цветком и «посадить» его в соответствующую ячейку (лунку).
Ребенок способен различать некоторые цвета начиная с самого дня своего рождения. Однако знание цветов, то есть умение выделить определенный цвет, назвать его, а также сгруппировать различные предметы по цветам приходит гораздо позднее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развить память, внимание и художественный вкус, а значит, быстрее развиваться в целом.
Моя дидактическая игра «Садовник» станет незаменимым помощником при знакомстве дошкольника с яркими цветами.
Дидактическая игра «Разноцветные полоски».
]Цель:развитие мелкой моторики рук и формирование всесторонней, эстетически развитой, творческой личности.
Задачи:
формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
упражнять в умении различать и правильно называть цвета.
развивать умение преобразовывать уже знакомый материал, создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов;
Оборудование: карточки с приклеенными кругами разного цвета по 2 штуки и полоски из фетра такого же цвета!
Ход игры:
Игровые действия: воспитатель предлагает ребёнку соединить одинаковые круги полоской из фетра такого же цвета.
Дидактическая игра «Уложи куколку спать»
Цель: закрепление основных цветов, умение узнавать и называть их, развитие внимания. Обогащение сенсорного опыта. Развитие мелкой моторики, координации движения.
Задачи:
упражнять в умении различать и правильно называть цвета.
развитие внимание, памяти мышления, пространственного восприятия.
развитие мелкой моторики.
развитие у детей зрительного анализа изображённых предметов.
Оборудование: распечатанные куколки на принтере, постельные принадлежности из фетра, тоже основных цветов, карточки – схемы.
Ход игры:
Игровые действия: воспитатель предлагает рассмотреть карту-схему, ребёнок по карте-схеме «укладывает» куклу спать.
Дидактическая игра «Лесные жители»
Цель: закрепление основных цветов, умение узнавать и называть их, развитие внимания. Обогащение сенсорного опыта. Развитие мелкой моторики, координации движения.
Задачи:
упражнять дошкольников в количественном счете до 5.
упражнять в умении различать и правильно называть основные цвета и дополнительно чёрный и белый.
развивать мелкую моторику.
Оборудование: фигурки лесных жителей из фетра, 2 кубика( 1 – с основными цветами плюс чёрный и белый цвета, 2- с цифрами,резиночки, дощечки с изображением шара, шапки, банки для варенья, корзинки, коврика, забора.
Ход игры:
Игровые действия: воспитатель предлагает помочь лесным жителям, лети, выбирают фигурку лесного жителя и дощечку с заданием. Бросают 1 кубик с цветом, а затем – 2 кубик, обозначающий, сколько резиночек нужно взять.
Практическая значимость данной авторской разработки заключается в систематизации дидактического, игрового и наглядного материала, позволяющего активно формировать сенсорные и познавательные процессы у дошкольников с ОВЗ.
Таким образом, дидактическое пособие «Радуга - дуга» актуально, интересно по содержанию, соответствует требованиям ФГОС ДО и может быть рекомендовано для использования в работе педагогам ДОУ, а также родителям детей дошкольного возраста.