Олеся Левченко
Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
По федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования построение образовательной деятельности должно
осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования; также должно способствовать формированию познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и
Публикация «Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
познавательной мотивации.
Основная задача учителя-дефектолога — создать условия, «провоцирующие»
интерес и любопытство.
1.1. Теоретические аспекты состояния проблемы мотивационной сферы
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно, что многие исследователи (В. С. Юркевич, А. Л. Венгер, М. И.
Лисина, Е. О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована
внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а
формирование ее происходит только в совместной деятельности со взрослым
или сверстником. Окончательный срок ее становления приходится на возраст
начальной школы. В настоящее время детей с ограниченными
возможностями здоровья очень много, поэтому современная теория обучения
и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше
обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые
формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с
процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в
постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня
овладения познавательными и практическими умениями к другому, более
высокому. В самой структуре игрового процесса имеется множество
объективных оснований для формирования познавательных интересов.
В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не
только отражается в его сознании, но и рождает определенное отношение.
Для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, они, эти
стимулы, должны опираться на потребности самой личности, чтобы стать ее
мотивом. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость,
ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве.
А. Н. Леонтьевым была высказана та точка зрения, что мотив – не только
внутренний процесс и отнюдь не любой импульс, возникающий у личности, а
явление, объективная основа которого лежит во внешнем мире, в его
вещественных и идеальных объектах. Эти объекты, приобретая для человека
особую значимость, «личностный смысл», побуждают его к действию.
Е. А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов
дошкольников существует две основные линии:
4
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми
знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает
познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком
открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его
возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных
интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов составляет
постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри
одной и той же сферы действительности.
В. И. Водовозов, касаясь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их
второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность
внутреннего процесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя
душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В. И. Водовозов
считает интерес, способствующий осмысленному восприятию
познавательного материала и практическому применению теоретических
знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его
педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными
предположениями К. Д. Ушинского о сложной структуре возникновения
познавательного интереса.
П. Ф. Каптерев и В. П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также
обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у
него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний.
Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних
движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для чего вообще нужна эта мотивация?
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу,
или какой - либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного
напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение
знаний и умений.
Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:
расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить
познавательную активность и работоспособность детей; активизировать
процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; плавно регулировать
поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться
правилам игры.
С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым.
Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не
возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина,
являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности, включающей три основных этапа: -
мотивационный, - операционально-познавательный, - рефлексивнооценочный;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
5
- стиль педагогической деятельности.
Мотивация есть совокупность факторов, обуславливающих проявление
активности. Мотивация формируется в процессе самой деятельности,
становление мотивов зависит от структуры деятельности, в которую
вовлечен ребенок. Изменяя ее формы и содержание можно влиять на
мотивацию, перестраивать ее. Мотивация побуждает дошкольника к учебной
деятельности и определяет направленность на те или иные стороны этой
деятельности.
Мотивационная основа любой деятельности дошкольника состоит из
следующих элементов:
- сосредоточение внимания на определенной ситуации
- осознание смысла предстоящей деятельности
- осознанный выбор мотива
- целеполагание
- стремление к цели
- стремление к достижению успеха
-самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное
отношение к деятельности).
Можно выделить следующие функции учебных мотивов :
а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива,
иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность ребенка, его
поведение и деятельность;
б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии
мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной
линии поведения, поскольку личность ребенка всегда стремится к
достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция
тесно связана с устойчивостью мотива;
в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив
предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь,
зависит реализация в поведении и деятельности ребенка либо узколичных
(эгоистических, либо общественно значимых (альтруистических)
потребностей.
Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция
состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и,
следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.
Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного
формирования у детей мотивации учебной деятельности. Очень
часто, именно из – за несформированности мотивов учения дети испытывают
трудности в дальнейшем обучении.
Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании
потребностей и интересов. Потребности обычно отражают состояние нужды
человека в чем – либо. Будучи осознанными, они проявляются в форме
мотивов поведения. Это побудительные силы мыслительной деятельности и
поступков личности.
Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина
считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест
6
среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный
характер.
Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова)
отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса
немалое значение имеет характер деятельности.
Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа:
-ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны;
-устойчивый интерес к определенному предметному содержанию
деятельности;
-включение познавательного интереса в общую направленность личности, в
систему ее жизненных целей и планов.
Перед дошкольниками целесообразно ставить не отдаленные и
крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.
1.2. Актуальность использования мотивации в образовательном процессе
с детьми с ОВЗ.
Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной
деятельности у дошкольников с ОВЗ раскрыты недостаточно. У них
отмечается слабость мотивации к обучению.
Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности
дошкольников с ОВЗ представляется актуальным как для более глубокого
понимания психологии детей этой категории, так и для совершенствования
методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления
полноценной коррекции.
Игровая мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в
познавательную деятельность.
Такой подход к организации образовательного процесса, с моей точки
зрения, способствует созданию эмоционально-благоприятной обстановки и
сохранению психологического здоровья, что особенно актуально для
дошкольников с ОВЗ.
Я работаю с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
и особые образовательные потребности (ООП). Понимая, что у ребенка с
ОВЗ все психические процессы развиваются замедленно, становится ясно,
насколько актуальным становится проблема создания специального
образовательного поля, в котором учитывались бы все особенности
воспитанников данной категории.
1.3. Эффективность использования мотивации в работе с детьми с ОВЗ
старшего дошкольного возраста.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее
эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей.
Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников,
реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка,
особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону
ближайшего развития - является важным моментом.
Одним из главных принципов, влияющих на заинтересованность ребёнка в
успехе, его мотивации на учение, является личная поддержка ребёнка
7
учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, вера в
достижении успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать
свою состоятельность в какой – либо деятельности.
В своей практике использую различные типы игровой мотивации.
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает
цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие,
эстетичные, желательно новые.
На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей.
Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны.
Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться»,
«давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают
результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и
запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и
помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во
время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный,
нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы
предлагаю детям поиграть с игрушками.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её
уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность
получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно
выполнять вместе.
Сообщаю детям, что собираюсь мастерить и прошу детей помочь.
Интересуюсь, как они могут помочь. Каждому ребёнку даю посильное
задание. В конце подчеркиваю, что результат был достигнут путём
совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации - «Научи меня» - основан на желании ребёнка
чувствовать себя знающим и умеющим.
Я сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и
прошу детей научить меня. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку
его действий и раздаю звездочки.
Например, игровая деятельность. Ребята, наша кукла Таня собралась
погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы
можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации - «Художественное слово». Использование
стихов, песенок, потешек, загадок и т. д.
Пятый тип мотивации - «Словесный». Она осуществляется только по
словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования,
просьба.
Например, Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен
и как это можно узнать. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но
беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького
шрифта.
Шестой тип мотивации - «Предметно-действенный». Это письма,
волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек,
плакаты.
8
Седьмой тип мотивации - «Использование ИКТ».
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное
внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с
наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
2. Заключение.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление,
изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Ведь "Познание
начинается с удивления".
Использование таких приемов позволило мне достичь цели – вовлечение
детей с ОВЗ в образовательную деятельность.
А еще возможность развивать не только познавательную мотивацию у
данной категории детей, но и коммуникативные навыки дошкольников.
Коррекционно-развивающие занятия были построены таким образом, что в
процессе занятий у группы обучающихся шло воспитание уважительного
отношения друг к другу, повышался эмоциональный тонус, все это благодаря
включению обучающихся старшего дошкольного возраста в совместную
деятельность. Это является благоприятным условием для развития
позитивной познавательной мотивации, так как ребенок, который верит и
чувствует свои силы, а также видит поддержку группы, намного успешнее в
решении умственных задач.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации
совместной деятельности для дошкольников является непосредственным
стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в
предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. Использование
разнообразных способов мотивации дошкольников является мощными
активизаторами детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать,
догадаться, придумать. Такой подход к организации образовательного
процесса, с моей точки зрения, способствует созданию эмоциональноблагоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья.
3. Словарь.
Мотивация - общее название для процессов, методов, средств побуждения
обучающихся к продуктивной познавательной деятельности,
активному освоению содержания образования.
Механизм - это комплекс процессов или состояний педагогической
системы, которые определяют какое-либо явление.
Ситуация - это единица образовательного процесса, которая осознается
участниками как значимая.
Эффективность - это совокупность действенных обучающих факторов
формирующихся на основе психолого-педагогических
условий.