Анастасия Первухина
Моделирование проблемных ситуаций по ПДД с использованием ландшафтного стола
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Моделирование проблемных ситуаций по ПДД с использованием ландшафтного стола»
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Темочки:
- Игровые проблемные ситуации
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ПДД. Правила дорожного движения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и так далее, но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций проигрывание этой ситуации, посредством предложенных игр.
Широко используется :
-рассматривание иллюстраций, картин;
-моделирование дорожных ситуаций;
-обучающие и развивающие игры;
-изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной
безопасности;
-художественно-творческая деятельность детей и др.
К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций с использованием ландшафтного стола. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно видно, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.
Целью данной работы является – создание условий и внедрение современных педагогических технологий по средствам ландшафтного стола, способствующего более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыкам правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Работа с ландшафтным столом начинается с изучения и исследования деталей, выделения форм и поверхности предметов, сравнения деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества). Во время организации игры у детей формируется умение понимать и использовать инструкцию, овладевать четким, понятным алгоритмом действия.
Дети учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с игровым столом.
Ландшафтный стол позволяет выстраивать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями, а также дает возможность организовать взаимодействие ребенка со сверстниками или взрослыми (дети могут играть каждый за себя, а могут организовать команды).
Во время игр дети самостоятельно создают желаемый ландшафт и управляют дизайном. Они выстраивают дома, ограждения, зелень, парки и многое другое для организации сюжетных игр, таких как «Зоопарк», «Город», «У бабушки в деревне», «Ферма» и т. д. Ландшафтный стол позволяет создать сюжетно-ролевую модель проблемной ситуации, выход из которой дети находят самостоятельно, при этом у них формируется умение взаимодействия в группе и навык общения со сверстниками и взрослыми.
В условиях дошкольного детства, позитивная социализация зависит не только от педагогов детского сада, но и от родителей, которые являются образцом взаимодействия с социумом.
Проигрывание проблемных ситуаций позволяет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка.
Накопление самостоятельного социального опыта, и опыта, полученного под руководством значимых взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, его дальнейшей, успешной подготовки к обучению в школе, а позднее - взрослой жизни.
В процессе организации игр на ландшафтном столе у детей формируются способности договариваться и разрешать конфликты, умение учитывать интересы друг друга и принимать правила и социальные нормы, принятые в обществе.
Перспективный план на 2020-2021 учебный год по теме: «Правила дорожного движения» с использованием ландшафтного стола.
Месяц Мероприятия
сентябрь
1. Беседа: «Профессия водитель»
Цель: продолжать знакомить с особенностями работы водителя на различном транспорте предложенным в наборах для игр на ландшафтном столе; расширять знания о правилах поведения водителя на дороге; воспитывать интерес к этой профессии.
2. Рассматривание съёмной панели для ландшафтного стола «Перекрестки города».
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о частях и названиях дороги: проезжая часть, тротуар, перекресток, переход, светофор; воспитывать безопасность на дороге.
3. Рисование на тему: «Машины разные нужны»
Цель: продолжать учить детей рисовать различные машины цветными карандашами, уточнить название частей машины; развивать интерес к профессии водителя.
4. Чтение произведения А. Вольского: «Запомни, юный пешеход»
Цель: учить слушать внимательно произведение, понимать его, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать у детей четкое выполнение правил дорожного движения, бережное отношение к книге.
5. Режиссё рская игра: «Автомобили на дороге» набор Томик «Транспорт» для ландшафтного стола.
Цель: учить детей действовать по роли, обстоятельствам; учить общаться в игре, договариваться о последующих действиях; учить развивать сюжет игры; воспитывать интерес к совместным играм, профессии водителя.
октябрь
1. Проблемная игровая ситуация с использованием кубика : «Грамотный пешеход»
Цель: учить детей оценивать дорожную ситуацию, принимать ее, предвидеть возможную опасность; решать проблему, опираясь на свой опыт, знания; контролировать свои действия на дороге, осознавая ответственность за последствия своего поступка.
2. Режиссё рская игра: «Автобус»
Цель: продолжать расширять и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения; закрепить знание дорожного знака, информирующего о автобусной остановке; о правилах поведения в общественном транспорте; способствовать формированию положительных эмоций в совместных играх.
3. Игра – инсценировка: «Регулировщик»
Цель: учить проявлять активность, смелость в игре; развивать память, выразительность речи; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности на улице.
4. Чтение произведения Я. Пишумова: «Самый лучший переход»
Цель: учить слушать внимательно, понимать текст произведения, отвечать на вопросы по содержанию; контролировать свои действия на дороге; воспитывать внимательность, внимание.
5. Настольно – печатная игра : «Пазлы»
Цель: развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к настольно – печатным играм, учить радоваться положительному результату.
ноябрь 1. Беседа на тему: «О полосатой зебре»
Цель: продолжать знакомить детей с дорогой, ее составными частями; закреплять название основных дорожных знаков, уточнить место перехода дороги; учить устанавливать знакомые дорожные знаки на ландшафтном столе; учить быть внимательными и осторожными; активизировать речь детей, учить составлять небольшие рассказы, используя алгоритмы.
2. Экскурсия к дороге
Цель: продолжать учить проявлять интерес к правилам дорожного движения; обратить внимание, что на дороге движение двухстороннее, на сигналы светофора, найти на дороге безопасный переход; учить уважительно относиться к другим участникам дорожного движения.
3. Дидактическая игра: «Вперед, пешеход»
Цель: систематизировать знания детей о дорожных знаках, их названиях и правилах поведения на улице; учить радоваться совместным играм, общаться во время игры; обогащать словарный запас.
4. Игровой тренинг: «Опасные шалости»
Цель: закрепить безопасное поведение на дороге, в общественном транспорте; учить контролировать свое поведение, осознавая ответственность за свои действия.
5. Изготовление машин из бросового материала для пополнения игрового материала на ландшафтном столе.
Цель: развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук; воспитывать желание помогать друг другу, умение слушать и работать в команде, радоваться своему результату и результату товарищей; воспитывать интерес к занятиям ручного труда
6. Игры с настольным конструктором и мелкими машинками на ландшафтном столе.
Цель: развивать интерес к различному виду конструктора; учить играть в парах, договариваться о своих действиях; используя мелкие машинки обыгрывать различные дорожные ситуации; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
декабрь
1. Беседа на тему: «Мой друг светофор»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о сигналах светофора, местах, где он находится; обогащать словарь детей; учить проявлять выдержку, смекалку, внимание во время игр на ландшафтном столе.
2. Игровая ситуация : «Помоги перейти дорогу»
Цель: учить детей оценивать дорожную ситуацию, принимать ее, предвидеть возможную опасность; решать проблему, опираясь на свой опыт, знания; контролировать свои действия на дороге, осознавая ответственность за последствия своего поступка; учить уважительно относиться к другим участникам дорожного движения.
3. Настольно – печатная игра : «Лото – дорожные знаки»
Цель: закреплять правила игры, название основных дорожных знаков, места их расположения на дороге; развивать память, мышление; учить осознавать ответственность за свою безопасность на дороге.
4. Чтение произведения Ильина: «Машины на нашей улице»
Цель: учить слушать внимательно, понимать текст произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать интерес к профессии водителя; распределять машины по группам; воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
5. Рисование: «Уважайте светофор»
Цель: закреплять навыки рисования акварелью, фломастерами, восковыми мелками, цветными карандашами; учить выбирать материал для рисования; закрепить цвета светофора и места их нахождения: вверху, в середине, в низу; воспитывать интерес к рисованию, положительные эмоции от своих работ.
январь
1. Обыгрывания ситуации на ландшафтном столе : «Опасный перекресток»
Цель: расширять знания об особенностях транспорта на перекрестках; учить соблюдать правила дорожного движения; развивать познавательные интересы.
2. Дидактическая игра: «Разрешается – запрещается»
Цель: систематизировать знания детей о дорожных знаках, их названиях, ситуациях на дороге и правилах поведения на улице; учить радоваться совместным играм, общаться во время игры; обогащать словарный запас.
3. Игровой тренинг: «Азбука дороги»
Цель: развивать находчивость, фантазию, внимание, воображение, двигательную активность; воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.
4. Игровая ситуация с использованием ландшафтного стола после просмотра презентации: «Дорога до детского сада»
Цель: учить детей находить самый безопасный участок дороги, идя в детский сад; развивать внимание, интерес к просмотру презентаций; учить отвечать на вопросы воспитателя; объяснять некоторое положение знаков и ситуаций на дороге; активизировать речь детей.
5. Рассматривание альбома: «Улицы родного города»
Цель: развивать интерес к родному городу, учить узнавать на фотографиях знакомые улицы; составлять небольшой рассказ о своей улице; воспитывать у детей желание быть грамотным пешеходом.
февраль
1. Игровая ситуация : «Дорога и тротуар»
Цель: Формировать представление о безопасности движения и правильности поведения у проезжей части; научить ребенка разбираться в том, о чем сигнализирует светофор, как правильно переходить дорогу в положенном месте, где можно играть, а где это делать опасно, а также многим другим правилам.
2. Подвижная игра: «К своему знаку»
Цель: развивать у детей внимание, быстроту реакции, двигательную активность, память; закрепить название основных дорожных знаков; воспитывать интерес к совместным подвижным играм, дружеские чувства друг к другу.
3. Дидактическая игра: «Внимание, светофор»
Цель: продолжать расширять и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о правилах поведения на дороге и около дороги на тротуаре; способствовать формированию положительных эмоций о совместных играх.
4. Конкурс: «Лучший пешеход»
Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о сигналах светофора; учить быть внимательными на дороге; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать положительное отношение к соперничеству.
5. Режиссё рская игра: «Юный инспектор»
Цель: продолжать учить строить из конструктора дорогу, тротуар; развивать мышление, фантазию, творчество, обогащать словарный запас; воспитывать положительное отношение к совместным строительным играм.
март 1. Игровая ситуация «Безопасные игры»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о правилах катания на велосипеде, роликов, игр на улице в специально отведенных местах (детская площадка, велосипедная дорожка и т. д, учить быть внимательными вблизи дороги; развивать речь, мышление, внимание.
2. Спортивно – познавательная игра: «Я пешеход»
Цель: продолжать закрепить знаки дорожного движения, называть их и объяснять; уточнить и закрепить действия пешехода в тех, или иных ситуациях; развивать физическую форму, быстроту реакции, внимание; воспитывать ответственное отношение своей безопасности на улице, положительное отношение к спорту, физическим занятиям.
3. Изготовление фотоколлажа «Дорога и дети»
Цель: развивать у детей внимание, интерес к совместным работам; учить распределять готовых фигуры на ватман, соблюдая правильную расстановку знаков на дороге; воспитывать аккуратность, внимание.
4. Отгадывание загадок на тему: «Дорога»
Цель: развивать у детей логическое мышление, внимание, память; активизировать словарь детей
5. Чтение произведения А. Усачева: «Дорожная песенка»
Цель: учить слушать внимательно, понимать текст произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения; контролировать свои действия на дороге; воспитывать внимательность, внимание.
6. Режиссё рская игра: «Светофор»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о сигналах светофора, местах, где он находится; обогащать словарь детей; развивать внимание, мышление, интерес к дидактическим играм; воспитывать любознательность, желание общаться во время игры.
апрель
1. Игровая ситуация : «Правила поведения в общественных местах» с использованием кубика и проблемных ситуаций в картинках.
Цель: продолжать формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.
2. Подвижная игра: «Пешеходы и автомобили»
Цель: формирование представлений детей о правилах дорожного движения, о необходимости их соблюдения; развивать двигательную активность, быстроту реакции и мышления; воспитывать положительное отношение к совместным играм.
3. Досуг: «Эстафета зеленого огонька»
Цель: уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о дорожных знаках, правилах поведения на улице; развивать логическое мышление, внимание, творчество; воспитывать интерес к совместным играм, чувство товарищества.
4. Раскрашивание автомобилей.
Цель: продолжать учить пользоваться карандашами разных цветов, раскрашивать, не заходя за контур; закрепить название частей машин; воспитывать аккуратность в работе, интерес к раскрашиванию.
5. Сюжетно – ролевая игра: «Такси»
Цель: продолжать знакомить профессией водителя, учить преобразовывать новые существительные от произвольных, общаться во время игры; закрепить знания основных правил на дороге; развивать интерес к совместным играм; воспитывать интерес к совместным играм, чувство товарищества.
май
1. Беседа на тему: «Моя дорожная азбука»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о сигналах светофора, дорожных знаках; закреплять умение правильно пользоваться этими знаками на практике; обогащать словарь детей; учить проявлять выдержку, смекалку, внимание во время движения по улице.
2. Игровая ситуация «Экскурсия по городу»
Цель: закрепить знания детей находить безопасный маршрут; систематизировать знания и умения переходить дорогу, передвигаться по тротуару.
3. Подвижная игра: «К своему знаку»
Цель: развивать у детей внимание, быстроту реакции, двигательную активность, память; закрепить название основных дорожных знаков; воспитывать интерес к совместным подвижным играм, дружеские чувства друг к другу.
4. Изготовление книжек – самоделок на тему : «Азбука дорожного движения»
Цель: развивать у детей интерес к ручному труду, творчество, фантазию; закреплять умение рисовать улицу, светофор, перекресток; воспитывать аккуратность в работе, умение работать сообща, помогать друг другу.
5. Выставка детских рисунков: «Достопримечательности города»
Цель: продолжать учить рисовать значимые места города; развивать творчество, фантазию, чувство цвета; воспитывать положительные эмоции к рисункам своих товарищей, умение рассказывать о своем рисунке.
6. Чтение произведения И. Серякова: «Законы улиц и дорог»
Цель: учить слушать внимательно, понимать текст произведения, отвечать на вопросы по его содержанию; контролировать свои действия на дороге; воспитывать внимательность, внимание.
Для игры «Грамотный пешеход» был изготовлен дидактический куб, на котором на грани куба размещаются иллюстрации с проблемными ситуациями.
Варианты проблемных ситуаций.
1. На вызов едет пожарная машина
Задача детей : организовать движение других транспортных средств
2. Дети отправились на экскурсию по городу
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
3. Что случится, если не будет дорожных знаков
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков
4. Светофор сломался, как безопасно перейти дорогу?
Задача детей: вспомнить правила перехода через улицу
Выбрать безопасный маршрут на макете и добраться до нужного места (детский сад, поликлиника, магазин, аптека, Дом Быта, библиотека)
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
5. Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?
6. Ты идешь по улице. На противоположной стороне дороги видишь своего друга. Что ты будешь делать?
7. Ты переходишь дорогу по пешеходному переходу и нечаянно роняешь какой-то предмет. Что ты будешь делать?
8. Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?
9. Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?
Какой переход более безопасный?
10. Почему опасно болтать при переходе дороги?
11. Вы с другом пошли в магазин. Пешеходный переход не далеко, но чтобы сократить путь друг начал переходить дорогу. Как ты поступишь?
12. Почему опасно слушать музыку в наушниках или разговаривать по телефону, переходя дорогу?
В процессе моей деятельности по моделированию проблемных ситуаций по ПДД с использованием ландшафтного стола были выявлены положительные результаты работы.
- Дети ближе познакомились со значением дорожных знаков, научились понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Дети с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.