МААМ-картинки

Методика проведения беседы обобщающего типа

ольга юртеева
Методика проведения беседы обобщающего типа
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние беседы на умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей

Беседа-это целенаправленное обсуждение чего либо, организованный, подготовительный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития речи. Е. И Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного развития детей. В одних беседах систематизируются и уточняются, представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, врезультатае наблюдений и деятельности.

Публикация «Методика проведения беседы обобщающего типа» размещена в разделах

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать,поднимает от конкретного способа мышления на более высокуюступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические формы связной речи, и прежде речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника,давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучени е детей умению вести разговор, учавствовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научится внимательно слутшать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечат на вопрос, не подождав вызова. В беседе следовательно воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а внескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слова союзы (и, а, но, чтобы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательсву, умению обосновать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Тематика бесед.

Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».

«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек,ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а так же ближайшим окружением.

Приведем примерную тематику бесед. Темы отражающие явления общественной жизни: «Наш детский сад», «Москва – столица нашей родины».

Темы труда: работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

Беседы, отражающие труд самих детей: «Мы дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем люди ездят и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

Цикл бесед на бытовые темы : об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях.

Беседы о природе : «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные тицы», «Времена года», «Фрукты и овощи».

Беседы на морально-эстетические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».

Подготовка к беседе, и ее проведение.

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программой материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать как начать беседу, что бы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.

Вот несколько примеров.

Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа, что бы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того картина оживет в их памяти те впчатления, которые они получили во время экскурсии в парк или в лес.

Беседу о Москве хорошо начать показом артины, изображающей Кремль или Красную площадь, так как эти исторические места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.

В отдельных случаях целесообразно начат беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например: «дети кто из вас ездил на поезде?»-спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

В ходе беседы вопросы воспитатля, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно от вечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Если дети не понимают, или неправильно понимают вопрос то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воситатель. Нпример, воспитатель спрашивает детей: «Какие листья на березе?» Дети отвечают: «Березовые». Между тем воспитатель хотел что бы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулирован так: «Какого цвета, листья на березе осенью?»

Чтобы добится правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказывать какие либо суждения.

Своими воросами воспитатель должен направлять мысльдетей на существенные, характерные признаки и я вления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильы, а так же такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точки зрения не следует задавать 5-6 летним детям такие вопросы: сколько ног у коровы?Сколько глаз у кошки? Во-первых это детям хорошо известно; во-вторых беседа о колличесве ног, ушей и глаз ничего не прибавляет к знаниям детей оживотных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост?

Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удалятся от содержания основной темы. Для уточнения представления детей или для того, что бы дать наглядный образ неизвестного им обьекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

Разный наглядный материал используется по разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картины, другие показываются воспитателем всей группе; в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку.

Наглядный материал готовится заранее и хранится так, что бы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы кратко заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 3-5 мин.); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы, можно прочитать художественный рассказ.

При проведении беседы воспитатель должен стремится к тому, что бы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться называть большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же вопитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают учавствовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ, то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; целесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удволетворится кратким, даже односложным ответом.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлогает ребенку, если он говорит тихо, повторять ответ громко но не кричать.

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий как рисование, лепка, дидактические игры. При подготовке таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

В младшей группе беседой сопровождаются рассматривание картин, живых обьектов.

Конспект НОД «Беседа о бабушке и дедушке»

Цели: вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Пробудить эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уметь доставлять им радость.

Материал: книжка, фотографии, изделия сделанные руками бабушки, материал для изготовления поделок.

Ход занятия.

Ребенок читает стихотворение:

Очень бабушку мою –

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

- Кого же мы называем бабушкой?

/Ответы детей/

- Правильно, это мама вашей мамы и мама вашего папы. Значит, если мама у нас всегда одна, то бабушки должно быть две.

- Вы часто видите своих бабушек?

/Ответы детей/

- Если вы живете отдельно, то, пожалуйста, почаще навещайте своих бабушек. Они будут очень рады.

- Давайте откроем бабушкину страничку. Похожа ваша мама /папа/ на нее? Если похожи, то, как вы думаете, почему?

/Ответы детей/

- Да, ваша мама /папа/ похожа на вашу бабушку, т. к. она /бабушка/ - ее мама.

Помните, мы говорили о том, что морщинки у мамы появляются от того, что ее часто огорчают? А есть ли морщинки на лбу у бабушки?

/Ответы детей/

- А от чего они появились?

/Ответы детей/

- Да, у бабушек есть морщинки. Появились они от того, что бабушка прожила уже много лет, много думала, заботилась о ваших мамах /папах/ и о вас – своих внуках. Это морщинки мудрости.

- Ребята, а кто хочет рассказать о своей бабушке? Как ее зовут, какой у нее характер, чем она любит заниматься, что вы любите вместе с ней делать, и, конечно, о том, как вы ее любите.

/Рассказы 3-4 детей по опорным моделям или фотографиям/

- Какие добрые и заботливые у вас бабушки. Как ласково вы о них рассказали.

/Чтение стихотворения Е. Благининой «Бабушка-забота»/

- «Ну, а вы каковы? Как там с бабушкой вы?»

Публикации по теме:

Презентация «Методика проведения утренней гимнастики в детском саду» Что такое утренняя гимнастика? Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной.

Часть урока в современном танце Cross, методика его проведения Добрый день. Сегодня я хочу поделиться тем, как я провожу такую часть урока в современном танце, как Cross. Cross или передвижение - это.

Консультация для педагогов «Методика проведения подвижных игр» Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности – самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в ДОО» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Методика проведения игр со скакалкой в средней и старшей группе Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической.

Методика проведения вокальных упражнений при ринолалии Подвижность нёбной занавески развивается вокальными упражнениями, а избыточный носовой резонанс устраняется фонопедическими. Вокальные упражнения.

Музыкально-дидактические игры и методика их проведения Музыкально-дидактические игры и методика их проведения. Музыкально-дидактические игры - это большие помощники в развитии музыкальных способностей.

Организация и методика проведения прогулок в детском саду с детьми Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Организация и методика проведения словарной работы с дошкольника на занятиях и вне Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словами и их сочетаниями.

Презентация «Методика проведения занятий по физической культуре» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Капелька» Образовательная область физическое развитие «Методика проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика проведения беседы обобщающего типа
Опубликовано: 31 января 2019 в 14:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика проведения беседы обобщающего типа» (включая файлы) размещена пользователем ольга юртеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД