Юркова Марина Григорьевна
Лэпбук по теме «Безопасность на дорогах» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Введение
Дорога …. Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним детей необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Публикация «Лэпбук по теме „Безопасность на дорогах“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2024
Актуальность данной темы обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в которой поставлена задача формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. А одни из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования включает требования к формированию произвольного и безопасного поведения: «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены».
Практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статическими показателями ДТП с участием детей, а также возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета.
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно в виде игры, но игры поучительной. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры педагог должен сам четко представлять, какие знания необходимо сформировать, и как это сделать более доступно. Интересной и эффективной формой работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах дошкольников является на мой взгляд использование в работе дидактического пособия «Лэпбук».
С помощью дидактического пособия «Лэпбук» можно сделать процесс знакомства с правилами дорожного движения доступным, интересным и увлекательным для детей. Ведь играя с «Лэпбуком» дети не просто получают словесную информацию от воспитателя, а совершают действия сами, проговаривая и проигрывая их.
Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, но при дополнительном введении других деталей его можно взять за основу в любой возрастной группе детского сада.
Методическая разработка может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельных игр дошкольников на этапе закрепления и уточнения, полученных ранее представлений о правилах дорожного движения.
Методы работы с пособиями могут самостоятельно варьироваться педагогом. Беседа, игра, групповые дискуссии могут быть использованы частично или адаптированы в зависимости от уровня знаний детей. Пособие можно использовать для индивидуальной и групповой работы. Данная методическая разработка может быть применима в работе педагогов ДОУ, при необходимости дополняться или изменяться в соответствии с развивающей средой и условиями.
Основная часть.
Лэпбук «Безопасность на дорогах»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе интересное незаменимое дидактическое пособие – Лэпбук.
Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а так же лучше понять и запомнить материал. Взрослым такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
Дидактическое пособие Лэпбук «Безопасность на дорогах» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.
2. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
3. Продолжать знакомить с дорожными знаками (информационными, предупреждающими, запрещающими).
4. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность на дороге.
5. Развивать коммуникативные навыки, навыки личной безопасности и чувства самосохранения.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал,
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования Лэпбука:
• Побуждает интерес у детей к познавательному развитию.
• Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым.
• Развивает креативность и творческое мышление.
• Простой способ запоминания.
• Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.
Дидактическое пособие Лэпбук «Безопасность на дорогах» представляет собой картонную папку-книгу, включающую в себя три листа раскрашенных в цвета «Трехглазого» светофора. На страницах книги собраны материалы о ПДД для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Лэпбук «Безопасность на дорогах» содержит 13 развивающих игр и заданий:
1. «Правила сигналов светофора»
Цель: Закрепить названия сигналов транспортного и пешеходного светофоров, их расположение и назначение.
2. «Советы светофора»
Цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице.
3. Памятка «Виды светофоров»
Цель: Познакомить детей с разными видами светофора.
4. «Дорожные знаки», в которую входят предупреждающие, запрещающие, информационные и знаки сервиса.
Цель: Закрепить название дорожных знаков и их назначение.
Варианты игры с дорожными знаками:
1 вариант
Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки на детей.
Ход игры: Ведущий называет знак - игроки показывают названный знак и рассказывают о нем.
2 вариант
Дидактическая игра «Угадай, какой знак»
Цель: закрепить названия и назначение дорожных знаков.
Ход игры: Ведущий описывает знак, не называя его, отгадавший показывает ответ.
5. Пазлы «Собери знак»
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
Ход игры: Правильно собрать разрезную картинку (знак) и назвать его.
6. «Стихи по ПДД»
Цель: Формировать умение детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
7. «Раскраски по ПДД»
Цель: продолжать знакомить детей с составными частями улицы; дорожными знаками и указателями, назначением каждого из этих объектов; цветами светофора, их значениями; транспортными средствами; как можно обходить машины и общественный транспорт, а как нельзя; рассказать об опасности игр в зоне проезжей части; о необходимости быть внимательным и осторожным; о ситуациях, которые могут возникнуть на дороге и рядом с ней, как их предотвратить.
8. «Загадки о транспорте и ПДД»
Цель: Развивать умственные способности и зрительное восприятие; формировать умение соотносить речевую форму описания с графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
9. «Лабиринты»
Цель: Продолжать расширять представления детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах города, о работе светофора, о правилах перехода улиц, о дорожных знаках.
Ход игры: играющим необходимо пройти лабиринт, не нарушив ПДД.
10. Лото «Дорожные знаки»
Цель: Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, транспортными средствами, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения.
Ход игры: Ведущий достает по одной фишке, называет изображенный объект и показывает фишку. Игрок, на чьей карточке находится соответствующая картинка, забирает фишку и накрывает ею названный объект.
Выигрывает тот, кто первым закроет фишками лото все картинки на своей карточке.
11. «Правила маленького пешехода»
Цель: Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Ход игры: Играющие рассматривают карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Цель игры найти карточку, где дети, изображенные на картинке, поступают правильно.
Выигрывает тот, кто не только правильно выберет карточку, но и объяснит, почему она верна.
12. Памятка «Спецтранспорт»
Цель: Закрепить с детьми название специального транспорта и номера телефона для вызова их в экстренных ситуациях.
13. Игра - ходилка «Правила дорожного движения»
Цель: Закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах дорожного движения.
Ход игры: Игроки выбирают себе фишки и ставят их в начало игры. Играющие по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на выпавшее на нём количество ходов. На поле есть задания. Стрелочка - поставить нужный знак. Знак вопроса - отгадать загадку и т. д. Выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша.
Все игры представленные в дидактическом пособии Лэпбук «Безопасность на дорогах» способствую закреплению и систематизации знаний детей о правилах безопасного поведения на дорогах (Приложение 1).
Заключение
В данной методической разработке представлено содержание работы по формированию у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. На мой взгляд такая серьезная тема ни в коем случае не должна ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя» — это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Представленное дидактическое пособие является эффективным средством по обучению дошкольников Правилам безопасного поведения на дорогах.
Используемые в ходе работы игровые приемы, неформальный творческий подход позволяют каждому ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать определенную модель поведения на дороге. Так как если ребенку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя свое поведение.
Создавая условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения, у детей будут формироваться умения ориентироваться в различной обстановке, вырабатываться привычка правильно вести себя на улицах и дорогах города. Тем самым дети дошкольного возраста вырастут грамотными пешеходами.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ детский сад №9 "Ромашка".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. Издательство: Сфера, 2019 г.
3. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет», Изд. Мозаика-Синтез 2019г.
4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет», Изд. Мозаика-Синтез 2018г.