МААМ-картинки

Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Бережная Альвина Аркадьевна
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Важным аспектом современного Российского образования, в условиях реализации ФГОС, является - научить ребенка учиться самому.

Педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.

Одним из способов достижения этой цели образования является - использование технологии «лэпбук». "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга).

Публикация «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и т. д., в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Это книга, которую ребенок собирает сам, или с родителями, или с друзьями. Склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Для чего делают такие книжки? Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.

Значение для педагога:

· способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования;

· способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

· способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Значение Лэпбука для ребенка :

· способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

· способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и систематизации информации по изучаемой теме;

· способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО

к предметно-развивающей среде:

· информативен;

· способствует развитию творчества, воображения.

· пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

· обладает дидактическими свойствами;

· является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

· несет в себе вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);

· его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

· обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой, так и с привлечением родителей.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Для работы над лэпбуком подходит все : и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты.

Лепбук помогает:

· наглядно систематизировать найденную информацию;

· развивать познавательный интерес и творческое мышление;

· заинтересовать даже самой скучной темой;

· научить детей простому способу запоминания;

· объединить всю группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.

Как говорилось выше, лэпбук — это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог может создать с детьми целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с этой темой.

Наполнение и раскрытие конкретных вопросов и тем, будет зависеть от воспитанников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.

Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.

Большую часть работы (планирование и поиск информации) воспитанникам можно осуществлять дома совместно с родителями, но при консультации педагога.

Также от воспитателя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым. Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.

Значение и применение лэпбука в детском саду

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью вспоминает интересные факты и сведения, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных,

например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

В ходе изучения определенной темы в течение 1-2 недель накапливается огромное разнообразие материалов: картинок, загадок, игр, карточек и т. д. До знакомства с лэпбуком накопленные материалы после изучения темы убирались в коробки, и к ним возвращаться было неудобно, а полученные знания частично забывались. После нашего знакомства с лэпбуком все наглядные материалы нашли свое место. Яркие красочные папки вписались в развивающую предметно-пространственную среду. Они безопасны, содержательно-насыщены доступны для использования каждому ребенку. Последовательное изготовления лэпбука является культурной практикой, в процессе которой используются все виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора. Равноправная совместная деятельность взрослых и детей, добровольное присоединение к деятельности без психического и дисциплинарного принуждения, свободное общение и перемещение, открытый временной конец, позволяющий каждому работать в своем темпе, очень привлекает детей.

Изучив разновидности тематических папок, мы узнали, что они могут быть учебными, игровыми, поздравительными, автобиографическими. На наш взгляд, не может быть четкой классификации, потому что любой лэпбук сочетает в себе обучающую информацию с играми и т. д. В своей работе мы отдаём предпочтение учебно-игровым лэпбукам, т. к считаем их более эффективными для развития детей. Выглядеть лэпбуки могут как стандартная книжка, папка-раскладушка, книжка-гармошка, фигурная папка. Какой бы темы не касалось содержание лэпбука, главное соблюдать следующие правила:

· эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

· долговечность (надежные крепления всех деталей)

· минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

· приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

При изготовлении интерактивной папки мы придерживались определенного плана:

Первый этап – определение темы. На данном этапе достаточно знать тему недели или поддержать инициативу детей. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.

Второй этап – составление плана (определение содержания с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей, подбор материалов при участии детей и родителей.

Третий этап - совместное изготовление и оформление лэпбука.

Четвертый этап - презентация лэпбука (организация совместной деятельности)

Лэпбук мы условно делим на четыре основные части: познавательную, игровую, творческую и художественно-литературную.

В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации.

Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал («игры - ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и др).

Творческая часть подразумевает собой всевозможные раскраски, задания.

Помимо того, что лэпбук - это прекрасное дополнение к развивающей среде. Мы нашли массу других преимуществ:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.

- поддержка детской инициативы;

В процессе творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

Родители могут обеспечить поддержку:

· организационную (экскурсии, походы);

· техническую (фото, видео);

· информационную (сбор информации для лэпбука);

· мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе)

Совместное творчество педагогов, детей и родителей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.

Организация работы с детьми и родителями по привлечению к совместной деятельности и изготовлению семейных лэпбуков (в режиме онлайн)

В связи с ограничениями, связанными с пандемией работа по ознакомлению родителей и детей с темой проводилась онлайн по составленному плану:

1. Водная консультация на родительском собрании «Лэпбук – инновационная технология для формирования познавательной мотивации» (в режиме онлайн);

2. Видеоролик в ДОУ для детей – играем в «Лэпбук»;

3. Презентация в ДОУ для детей «Темы лэпбуков»;

4. Как определиться с темой лэпбука – родительское собрание (в режиме онлайн);

5. Мастер класс «Как изготовить лэпбук» на примере изготовления своих лэпбуков «Насекомые», «Алфавит» - презентация для родителей (отправлена в родительский чат в группе WhatsApp);

5. Предоставление интернет сайтов для приобретения готовых лэпбуков;

6. Презентация своих лэпбуков для детей в ДОУ.

7. Индивидуальные консультации с родителями в режиме онлайм

Мамы и папы заинтересовались творческой деятельностью и включились в совместную с детьми работу по его изготовлению : подбирали нужную информацию, картинки, загадки, ребусы и т. д.

Разработка инновационного проекта по использованию лэпбука в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

Задачи проекта:

1. Развитие индивидуальности воспитанников.

2. Развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению.

3. Повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности.

4. Стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.).

5. Повышение интеллектуального уровня детей.

6. Развитие креативности и нестандартности мышления.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта Сроки исполнения Проектные мероприятия

Организационный Февраль Изучение педагогической, методической и нормативной (ФГОС ДО) литературы и интернет ресурсов

Основной Март– Апрель Разработка модели лэпбука Апробация лэпбука и практическое применение в педагогической деятельности Изготовление в совместной деятельности с детьми лэпбуков по выбранной теме

Заключительный Апрель Консультация для педагогов

«Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Организация выставки лэпбуков «Лэпбук - это интересно Размещение материала на сайте ДОУ Презентация «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Лэпбук обеспечивает :

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;

развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;

возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;

создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у

воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.

Предполагаемый результат:

- активное вовлечение каждого дошкольника в процесс изучения материала;

- совершенствование межличностных отношений в группе;

- систематизация знаний детей по какой-либо определенной теме

Публикации по теме:

«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями«Новая форма освоения материала — интерактивное пособие, технология «Лэпбук». Мой подход к работе с детьми и их родителями .

Лэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста Лэпбук предназначен для расширения и систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, формирует понятие о себе как.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел»Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел» Уважаемые коллеги! Предлагаю посмотреть фотоотчет, который я назвала «Взяли с детками мы мел, переделали сто дел!» Мы с ребятами нашего.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Настала пора для знакомства ребятишек с семенами, с их посевом. В этом процессе проходит много рассматриваний, наблюдений, опытов, бесед,.

Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Предлагаю Вашему вниманию Лэпбук по пожарно-профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Цель. Обучение.

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИгровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Для чего нужен игровой стрейчинг детям старшей (подготовительной) группы? В нашем детском саду внедряется работа в над новой методикой для.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 23:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Бережная Альвина Аркадьевна (УИ 2539373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД