наталия Широкова
Методическая разработка литературно-музыкальной гостиной для учащихся средней школы «Музыка литературной шкатулки»
Методическая разработка внеклассного мероприятия создавалась с целью организации различных видов деятельности, которые позволяют в оптимальном сочетании использовать традиционные и инновационные формы и методы работы с детьми на добровольных началах во внеурочное время. Подобная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной деятельностью, так как ориентирует школьников на реализацию читательской и музыкальной грамотности, проявление индивидуального творческого потенциала. Это является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в средней школе, и неразрывно связывается с понятием «художественный текст».Ход мероприятия
Публикация «Методическая разработка литературно-музыкальной гостиной для учащихся средней школы „Музыка литературной шкатулки“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1 ведущий.
В шкатулочке старинной, почти на самом дне,
Тихонько спят мгновенья, неведомые мне.
Но приоткроешь крышку, и звуки первых нот
Рисуют акварельный цветной круговорот…
- Всегда надеешься на чудо, когда к тебе в руки попадает… шкатулка. У нас сегодня не простая шкатулка, а литературная.
2 ведущий. - Интересно, а она может играть какие-то мелодии?
1 ведущий. - Давайте проверим.
Звучит вальс Г. В. Свиридова по произведению А. С. Пушкина «Метель». Девочки танцуют под музыку.
-Прозвучала замечательная музыкальная композиция. Она вам понравилась? Ребята, а вы знаете имя композитора? (Георгий Васильевич Свиридов) На какое произведение русской литературы написан вальс? (Повесть А. С. Пушкина «Метель») Как вы думаете, какое настроение передает музыка? Что вы представляете, когда ее слышите?
Ответы учащихся.
Вспомним эпиграф к повести «Метель» :
Кони мчатся по буграм, ,
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Инсценировка фрагмента из повести «Метель» (диалог Марьи Гавриловны и Бурмина. От слов «Я вас люблю…» до слов «Бурмин побледнел…и бросился к ее ногам…»)
2 ведущий. На небе высоко горит звезда, а я мечтаю,
Над легкостью чужой строки вздыхая.
- Правда хорошо? Сегодня мы почитаем Пушкина, чтоб захотелось вновь и вновь вернуться к нему. Мы должны вчитываться, вслушиваться, вглядываться в его произведения, заставлять волноваться душу и самим творить – в линии, цвете, звуке, в слове, выражая свое восприятие окружающего мира. И одно из таких творений перед вами. Это иллюстрация по «Метели», которую нарисовала Васильева Алина. Сейчас она расскажет нам о своей работе.
Рассказ ученицы об изображенном на иллюстрации.
1 ведущий. - Еще в душе у нас звучит отрывок из повести «Метель». Здесь есть настроение, чувства, переживания, правдивость пушкинских образов. Много, очень много музыки написано на произведения А. С. Пушкина. Давайте вспомним их вместе.
(Ребята называют известные им музыкальные произведения).
-А как вы думаете - случайно ли это? Ведь не каждая стихотворная строка ложится на музыку. Почему именно Пушкин привлекает композиторов?
(Рассуждения учеников)
2 ведущий. - Видимо, особенность в его слоге, в его слове. Да, пушкинское слово музыкально, ритмично, выразительно. Благословенный дар его слова с наибольшей силой, красотой раскрывается нам в романсах.
Звучит романс «Я вас любил…» (музыка Бориса Шереметьева) в исполнении учащегося.
1 ведущий. - Анна Петровна Керн…Прекрасна история любви А. С. Пушкина и молодой девушки.
Ученик в образе Александра Сергеевича читает отрывок из воспоминаний поэта.
«Вечером, накануне отъезда, Керн захотела увидеть Михайловское. Я показывал ей сад. Глубокое уединение охватило нас сразу же, где начинался парк. Было темно, луна едва проглядывала сквозь тяжёлую листву лип. Я всё вспоминал первую встречу, взгляд опечаленной девочки. Потом она уехала, и, как тогда, восемь лет назад, я долго стоял за воротами один, провожая взглядом её коляску. Потом вернулся в свою комнату, зажёг на столе свечу. Была глубокая ночь. От земли до луны тишина стояла бескрайняя. (Садится к столу). «Я помню чудное мгновенье, -(пишет, - передо мной явилась ты». Перо скрипело. Я стремил и стремил вслед ей слова, какие ещё не находил для своей любви ни один поэт мира Наутро вложил листок с написанными ночью стихами в первую главу «Онегина» - мой прощальный подарок Керн».
Звучит романс в исполнении ученика «Я помню чудное мгновенье…»
-Ребята, понравились вам романсы на стихи А. С. Пушкина? Что именно вам запомнилось? Какие ассоциации возникли от прослушивания?
(Ответы учащихся)
2 ведущий.
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой…
Звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «У Лукоморья…»
-Знакомы вам эти строчки? Из какого они произведения? (Из поэмы «Руслан и Людмила»).
-Мир народных преданий… Это неиссякаемый родник живого слова: шутливый стих перемежаемый строфами, насыщенными подлинным драматическим искусством.
Ученик читает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
-Ребята, а вы знаете, кто из героев поэмы отправился на поиски Людмилы? Назовите их имена.
1 ведущий - Нам дорога в Пушкине его любовь к богатырским подвигам, к истории. История и литература. В этом году исполнилось 184 года со дня создания повести «Капитанская дочка».
Инсценировка эпизода из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». От слов «Я приближался к месту моего назначения» до слов «Я велел ямщику ехать».
1 ведущий - Есть и другие нравственные константы, без которых нет истинной личности, - это свобода, творчество, любовь…
Звучит цыганская музыка.
Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют,
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют…
Исполняется цыганский танец
1 ведущий Спокойно всё, луна сияет
Одна с небесной вышины
И тихий табор озаряет.
В шатре одном старик не спит.
Он пред углями сидит, согретый их последним жаром,
И в поле дальнее глядит.
Ученик исполняет монолог старого цыгана из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы».
1 ведущий Сказал и шумною толпою
Поднялся табор кочевой.
Никто над крышею подъемной
До утра сном не опочил.
2 ведущий - В поэме «Цыганы» по - новому раскрывается идея о личной свободе человека. Герой, искавший свободы для себя, был обречён. В одиночестве и себялюбии нет ни счастья, ни освобождения. И счастья нет в первобытной простоте людей, куда издавна обращали свои взгляды наивные мечтатели. Свобода и счастье на иных путях Счастье с людьми и только в людях. Надо только очень любить людей и всё самое человеческое в них.
1 ведущий - Свобода и счастье. Как глубоко сказано! Действительно, только свободный человек может быть по- настоящему счастлив. Подтверждение этому стихотворение АС. Пушкина «Узник».
Исполняется стихотворение «Узник».
- Величие этого поэтического творения в том, что оно современно и по сей день. Каждый из нас может почувствовать настроение этого произведения, оказавшись в подобной ситуации. Ребята, скажите, а чем оно до сих пор волнует нашу душу?
(Рассуждения учащихся)
2 ведущий - Я думаю, вы согласитесь, что главное в этом стихотворении музыкальность движения слова, которое создает особую интонацию. Именно поэтому оно очень близко народу и стало… народной песней.
Звучит куплет из песни «Узник» в исполнении учащихся.
1 ведущий - А сколько таких произведений, которые вошли в душу и в сердце и зазвучали песнями. Помните, как чуткий ко всякой гармонии поэт просит своего верного друга, Арину Родионовну: «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила».
Звучит куплет из песни «Зимняя дорога».
-Вы узнали стихотворение Пушкина? Как оно называется?
2 ведущий
Пускай же в век сердечных ран
Нe растравит воспоминанье,
Прощай, надежда, спи желанье,
Храни меня, мой талисман.
-Кто, на ваш взгляд, был талисманом для Пушкина? (Его няня)
Рассказ ученика об Арине Родионовне (Фрагмент из книги «Приют, сияньем муз одетый…»)
Звучит куплет из песни «Храни меня, мой талисман»
.
1 ведущий - Вот и прозвучала последняя мелодия литературной шкатулки.
2 ведущий
Нет, весь я не умру-
Душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
-Дорогие ребята, разрешите поблагодарить вас за сотрудничество.
1 ведущий - Думаем, что каждый из присутствующих заново откроет для себя своего А. С. Пушкина. До новых встреч!
Приложение 1 Фотографии
Приложение 2 Презентация
Приложение 3 Музыкальные файлы
Список использованной литературы
1. Гайченко С. С. Приют, сияньем муз одетый. Москва: Планета, 1979.
2. Назарова Н. Ф., Ганжина Ю. Н. Внеклассная работа по литературе. – Саратов: Лицей, 2005.
3. Пушкин А. С. в школьном изучении : сборник статей и материалов по
биографии и творчеству поэта / Ред. М. И. Мещерякова / Сост. М. Ю.
Бауськова и др. – М. : Мегатрон,2014.
4. Пушкин А. С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Москва: Правда,1969.
5. Пушкин А. С. Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Москва: Правда,1969.
6. Пушкин А. С. Капитанская дочка. АСТ Эксклюзив: Русская классика, 2015.
7. Рождественский В. Читая Пушкина, Москва: Детская литература,2007.
8. Стихотворения Александра Пушкина/Составление, подготовка текста и примечания С. Бонди. – Москва: Детская литература,1978.