Ольга Джура
Квест-игра на занятиях по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
етодическая разработка
Здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ-
квест -игра.
Автор: Джура
Ольга Анатольевна
Воспитатель
Аннотация
В методической разработке представлена здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест- игра. Рассматриваются виды квестов, принципы проведения квестов, идеи квестов для дошкольников, особенности квеста, цели и задачи, которые реализуются при проведении квеста, этапы подготовки к квесту, преимущества квеста перед другими технологиями. Предлагается конспект НОД в нетрадиционной форме- Квест- игры для детей подготовительной группы. Методическая разработка рекомендована воспитателям ДОУ.
Публикация «Квест-игра на занятиях по физическому воспитанию» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Введение
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение им других ценностей физической культуры. Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизировать педагогический процесс ДОУ по реализации задач и содержания образовательной области «Физическое развитие».
В практике физического развития и воспитания детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые.
Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Глава 1
Тема методической разработки- здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест -игра. Для начала необходимо разобраться- что же такое «технология»?
Термин «технология» в педагогике - это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Ядро любой технологии: это – цель - средства - правила их использования – результат.
Технологии, используемые в работе с детьми-
здоровьесберегающие технологии-технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
игровая технология- обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В нашей квест- игре объединены сразу две технологии- здоровьесберегающая и игровая.
Рассмотрим понятие КВЕСТ. В переводе с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает опеределённый сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
Квест или приключенческая игра— один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Квесты могут проводится среди подростоков, взрослых, работников офиса, учителей, студентов, менеджеров-людей любого возраста и профессии. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Участники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, они получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников и взрослых, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся); развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квестов :
Линейный- решение одной задачи дает возможность решать следующую.
Штурмовые- с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задач.
Кольцевые- по сути тот же линейный квест, только для нескольких команд, стартующих из разных точек.
В последние годы эта технология квест -игры вызывает интерес в среде специалистов дошкольного образования. В практике физического воспитания данная игровая технология используется довольно редко, эпизодически и фрагментарно.
Действительно ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а такой, как единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Таким связующим компонентом и является ИГРА. Т. к. специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития является игровая деятельность. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.
В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т. д., воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т. к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.
Во время предварительной работы детям необходимо решать задачи-загадки о нравственных качествах человека, о дружбе и взаимопомощи и тут же реализовывать их на практике. Содержание подготовительных к игре бесед и рассматривание иллюстрации о морях и океанах, мореплавателях, чтение приключенческих рассказов способствует эмоциональному настрою и погружает ребёнка в мир приключений. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.
При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал или бассейн, где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т. д. за что получают поощрительные жетоны. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи ( например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с нее правильную отгадку, загаданную старцем Фуро).
Один из этапов может быть музыкальный зал, где дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением и использованием интерактивной доски; преодолеть страх и «вытащить из-под покрывала записку, которая находится в одной емкости с разными насекомыми и гадами). Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.
Процесс интеграции также присутствует в квест – играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Глава 2
Идеи квестов для дошкольников
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для таких малышей подойдут игры на основе сказочного сюжета. Например, можно составить сценарий квеста для детей младшей группы детского сада на основе сказки «Колобок». К малышам неожиданно в гости приходит этот сказочный персонаж и просит ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправляются в путешествие, где их ожидают разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. Можно внедрить в сценарий и других персонажей: Волка, Медведя, Лису.
Для дошкольников средней и старшей группы лучше выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты.
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ КВЕСТ БЫЛ увлекательным, и в то же время обучающим, чтобы задействовать всех участников, дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе её проведения.
Принципы организации квестов
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
• все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
• задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
• в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
• задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
• дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
• следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
• роль педагога в игре — направлять детей, подводить на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
• Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; паззлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты
Этапы подготовки к квест-игре
При подготовке организатор учитывает :
Цели и задачи квеста- целевая аудитория и количество участников- сюжет и форма квеста- сценарий- пространство и ресурсы- количество помощников- организаторов- назначить дату- заинтриговать участников. Самое главное- заинтересовать участников. Детей заинтриговать значительно легче, чем взрослых. Поэтому очень важно продумать этот момент, чтобы родители стали нашими партнёрами и активными участниками, т. к. это является одной из главных задач, которая прописана в законе об образовании и ФГОС ДОУ.
Как и любая технология, квест имеет свою структуру. Структура квест- игры : введение, сюжет, роли, задания, этапы, вопросы, ролевые задания, порядок выполнения, бонусы, штрафы, оценка, итоги, приз.
(задание для участников). + проверка результатов
Квест «Тайна здоровья»
Цели
• создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.
• формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;
Задачи
Образовательная
• Развивать познавательный интерес
• Развивать чувство юмора, воображение, смекалку
• Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.
Коррекционная
• Способствовать сплочению детей в коллективе
• Способствовать развитию внимания, координационных способностей
Воспитательная
• Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
Ход игры
Приветствие детей! Объяснить смысл игры, выбрать капитана и место для хранения частей карты.
Смысл игры: выполнить все задания, найти кусочки карты, по карте найти клад, спятанный в спортивном зале.
1. Разминка песни-танцы
Детям дается задание выбрать и спеть куплет песни, придумать движения 4 или 8 счетов-всем вместе спеть и станцевать. Выполнив задание они получают кусок карты
3. Кис-мяу-гав
Дети получают бумажки со звуками, закрывают глаза и ищут свою пару
( инвентарь: записки со звуками) Выполнив задание получают кусок карты
4. Достань и разгадай
Дети выполняют эстафету: прыжки на фитболе, затем срывает один шарик и прыгает с ним обратно к команде, лопает шарик и все вместе разгадывают загадку. ( инвентарь: фитбол, шарик внутри загадки) Выполнив задание получают кусок карты
5. Крокодил
Дети по очереди без слов показывают спортсмена, все отгадывают ( инвентарь: бумажки-спортсмены) Выполнив задание получают кусок карты
2. Художники
Дети выполняют эстафету: обводка змейкой фишек, ведя мяч хоккейной клюшкой и каждый рисует элемент картинки. Тема картинки задается: спортсмен с утра на зарядке. ( инвентарь: фишки, клюшки мяч, карандаш, бумага). Выполнив задание получают кусок карты
6. Собери подсказку
Выполнение эстафеты, ведение мяча одной рукой, отбивая от пола, взять бумажку, обратно бег, мяч в руках. ( инвентарь: мяч, буквы) Выполнив задание получают кусок карты
7. Собрать пазл карту, найти клад
Вывод
Можно сделать следующие выводы: ловкость, быстрота реакции, выносливость, эмоциональный подъем, легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием воображения и пространственного мышления, это всё результат внедрения в воспитательно – образовательный процесс игровой квест – технологии, а также формируются основные качества для последующего обучения в школе — это самоанализ и самооценка. После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия и планирует, и прогнозирует результат дальнейших игр, вместе с педагогом – наставником. Ребёнок учится проводить самоанализ своих физических возможностей качеств, умений и навыков, планирует вместе с педагогом наставником тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата: выносливости, быстроты, силы или координации.
Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Т. е. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Список использованных источников:
1. https://imc-peterhof.spb.Дмитриева Е. В. «Квест – как одна из деятельностных форм организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»
2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.
4. https://snova-prazdnik.ru/23-fevralya-v-nachalnoj-shkole/