Татьяна Федорова
Методическая разработка «Кубик Блума» как прием педагогической инновационной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаем один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Описание приема. Создатель техники «Кубик Блума» — Бенджамин Блум, американский психолог, педагог. Суть этого педагогического приема заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос. В Методика использования кубика «Блума».
1. Понадобится обычный бумажный кубик, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
Рисунок № 1
Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые прид тся отвечать. Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т. д., например, сказка К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», назовите главных героев сказки или назови кто написал эту сказку.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы, которые происходят с предметами, явлениями. Например, почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Объясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Например, Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент
предположения, вымысла.
Например, Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т. д.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как хорошо, когда вс хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»
Составление Текста-рассуждения «Зоопарк».
Назови: Как выглядит зоопарк? Что означает слово зоопарк?
Сравни (Укажи сходство и различие) Сравнить животных и птиц, живущих на воле и живущих в зоопарке. Чем похожи и чем отличаются?
Назови ассоциацию. (с чем можно сравнить.) Нельзя детям говорить, что ребенок ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Если ребенок ошибается лучше пусть он объяснит, почему так думает?
Сделай анализ. (Для чего делают зоопарки)
Примени. (Где можно применить) Можно ли знания о зоопарке использовать в жизни для других целей?
Оцени. (Что хорошего, что плохого? Почему) Определить свое отношение.
Правильно ли делает человек, что человек содержит животных в зоопарке?
Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Применение «Кубика Блума» на НОД на тему «Квадрат» :
Объясни, что такое квадрат? (это геометрическая фигура, состоящий из сторон и углов)
Почему квадрат не катиться?
Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)
Предложи, как из квадрата получить ромб? (перевернуть)
Придумай что может быть квадратным.
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы
Используемая литература:
1. Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019 - с. 102.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru2