Надежда Скулкова
Визуализация игрового пространства как средство развития детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающая среда является важным для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения. Предметно-пространственная среда должна развивать инициативу и самостоятельность детей в разных видах деятельности, стимулировать коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка. Активность ребёнка стимулируется свободой выбора деятельности.
Публикация «Визуализация игрового пространства как средство развития детской инициативы» размещена в разделах
В связи с этим, в рамках проведения смотра - конкурса «Визуализация детской инициативы в развивающей среде группы», в оформлении пространства нашей группы появился экран «Я помогаю», где ребёнок выбирает вид деятельности, в котором он хочет помочь взрослому (это может быть роль миротворца, официанта, хранителя утреннего круга, сказочника, хранителя книг, хранителя чистоты и порядка).
В центре детской инициативы «Наш выбор» дети выбирают центр активности, в котором они на данный момент хотели бы заниматься.
Проявлению детской инициативы способствуют также правила, которые дети придумали сами, нарисовали и соблюдают в течении дня.
В оформлении пространства группы мы также используем фотографии активностей детей, связанных с познавательной деятельностью, экспериментированием, физкультурой, музыкой, ролевыми играми, играми на прогулке. Дети рассматривают фотографии своих занятий, игр, рисунков и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не о взрослого, а от самого ребёнка.
В шкалах ECERS присутствует такой показатель, как «Связанное с детьми оформление пространства», что нацеливает на создание такого визуального сопровождения, где детей окружают доказательства их собственной деятельности, «состоятельности». Детям важно видеть подтверждения того, что они сумели, что у них получилось. Поэтому в группе и в приёмной организованы выставки детских работ, так называемые «следы детской деятельности».
Дети совместно со взрослыми участвуют в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Когда дети видят свои рисунки на выставке, у них появляется возможность и время их рассматривать, обсуждать, обмениваться впечатлениями – так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития.
Помимо рисунков в оформлении пространства используются стенгазеты с интересными фотографиями о ярких событиях в жизни дошкольников в кругу семьи.
Организация развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребёнка. Наша задача состоит в том, чтобы создать такую развивающую среду, которая обеспечивала бы ребёнка всевозможным материалом для его активного участия в различных видах деятельности.
Таким образом, визуализация игрового пространства в РППС создает условия для самовыражения детей, служит доказательством детской «состоятельности», а также развиваются творческое воображение и детская инициатива.