Юрина Наталья
Конспект занятия «Мой край родной» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта занятия" Мой край родной" в подготовительной группе
Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о животном и растительном мире Волгоградской области. Формировать реалистические представления о природе. Продолжать учить ориентироваться по карте Волгоградской области. Закрепить понятие: заповедник, Красная книга. Закрепить «правила друзей природы». Приучать детей запоминать некоторые мудрые изречения, в которых собран опыт многих поколений предков. Совершенствовать умение составлять короткие рассказы на экологическую тему (о животных). Активизировать внимание детей и память, развивать логическое мышление. Воспитывать чувство единства человека и природы.
Публикация «Конспект занятия „Мой край родной“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Словарная работа: ввести в словарь: заповедник. Активизировать в речи: смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес, ядовитые, съедобные и др.
Предварительная работа: беседа о заповеднике, рассматривание Красной книги, чтение рассказов о животных, птицах, о лесе, о растениях Н. Сладков «Азбука леса», М. Пришвин «Глаза леса», Н. Сладков «Запущенный лес». Экскурсия на набережную к Волге.
Материал: Красная книга, книга «Природа вокруг нас». Экологические игры : «Наполни корзину грибами», «С какого дерева лист». Таблицы «Правила друзей природы». Таблицы: «Смешанный лес», «Хвойный лес», «Лиственный лес». Разрезные картинки «Цветы». Экологическая карта Волгоградской области. Аудиозапись.
Ход занятия.
В центре зала книга «Природа вокруг нас».
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о родной природе Волгоградской области, нашего родного края, о его богатствах. Я познакомлю вас с необычной книгой «Природа вокруг нас». Эта книга непростая, в ней всего несколько страниц, но каждая страница оживет и заговорит, если вы поможете ей, расскажите о том, что на ней изображено. Итак, отгадайте, какая первая страничка?
- Богатырь стоит, богат.
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку - орешком, Толю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой.
- Догадались, ребята, что за чудо – богатырь?
Дети: Это лес!
1 страничка (открывает) «Лесная страничка».
Воспитатель: расскажите, какие леса в нашем крае?
Работа у экологической карты нашего края и с таблицами «Какой лес?»
Дети: хвойный лес, где растут сосны, ели. Лиственный лес, где растут осины, березы, дубы, клены. Много дубовых рощ. Смешанный лес – и хвойные, и лиственные деревья.
Воспитатель: - Почему лес надо беречь?
Дети: Приносит пользу: очищает воздух от грязи, выделяет кислород; кормит людей, лечит … (выслушать все ответы детей)
Игра «Я знаю деревья…» (игра с мячом проводится в кругу)
Молодцы! А теперь –
Игра «Угадай, с какого дерева лист?»
Воспитатель: Ребята, отгадайте- ка загадки:
- Стоит Лукашка – белая рубашка, а шляпка надета шоколадного цвета. (белый гриб)
- Я в красной шапочке расту среди корней осинок, меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик)
- Под березой старичок, на нем бурый колпачок. (подберезовик)
- Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый (мухомор) и др.
- Молодцы, знаете вы грибы. Грибы нам тоже дарит лес. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы отличать съедобные грибы от несъедобных?
Игра «Наполни корзину грибами».
- Ребята, а как вы думаете, грибы могут обижаться на людей и почему?
Дети: выслушиваем ответы детей и делаем выводы.
2 Страничка «Звери и птицы – наши друзья».
Воспитатель: А знаете ли вы птиц, которые живут у нас?
Дети: скворцы, журавли, воробьи, галки, синицы, тетерева и др.
Воспитатель: хорошо вы знаете птиц. Одни птицы у нас зимуют, другие улетают в теплые края. Сейчас я посмотрю, как вы знаете зимующих и перелетных птиц.
Игра «Покормите птиц зимой» (панно – кормушка для зимующих птиц)
«В летнем лесу»
Воспитатель: молодцы, знаете перелетных и зимующих птиц нашего края.
- Ребята, а как вы думаете, птицы могут обижаться на людей? Почему?
Дети: выслушиваются ответы детей (обобщить ответы)
Воспитатель: А какие животные живут в наших лесах?
Дети: волк, лиса, кабан, лось, еж и др.
Игра «Узнай животное» (дети по очереди рассказывают о своем животном, другие узнают его по описанию)
1. Уши у этого животного длинные, а хвостик пушистый и короткий. Задние лапы длиннее передних. Недаром про него говорят: «Под горку вскачь, а в горку хоть плачь». Глазки у него по бокам расположены. В народе его называют Косым. Зубы у него острые, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Кто это? (Заяц).
2. Попробуй угадать, о каком звере идет речь.
Шерсть – рыжеватая, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие. Этот зверек встречается во многих русских народных сказках, умный и хитрый, кого угодно проведет! А еще это – проворный и осторожный зверек. Питается птичками, ящерицами, уточками, мышками. Охотится и на зайчиков. (Лиса) А в народе говорят «Лиса – всему лесу краса».
3. Живут они в стаях. Шерсть густая, жесткая, большая голова, лапы большие, уши настороженные, глаза зеленые. Хвост большой, пушистый. Это животное боятся многие животные и люди. Кто это? В народе говорят: «Он санитар леса». (Волк).
4. Это очень крупное животное. У него большие ветвистые рога, которыми он защищается от врагов. Ноги длинные. Живет в лесу, питается травой, корой деревьев и ветками. (Лось)
Воспитатель: Хорошо вы знаете животных нашего края. Ребята, а как вы думаете, почему животные обижаются на людей?
Дети: Выслушать ответы детей (не убивать, беречь, сохранять)
Воспитатель: Да, некоторых животных осталось мало, люди занесли их в специальную книгу, о которой вы уже слышали, это Красная книга (показ книги). А в нашей области есть заповедники. Это территория, где живут редкие животные. В заповедниках нельзя охотиться, ломать деревья и кусты, рвать цветы, разжигать костры.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка, присесть
Два – прыжок. Подпрыгнуть
Это – заячья зарядка. Ладошки на голову – на макушке
А лисята как проснуться, кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться, потягивание с отводом рук
Обязательно зевнуть, зевнуть, прикрыв рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть. движение бедрами из стороны в сторону
А волчата спинку выгнуть прогнуться вперед
И легонечко подпрыгнуть легкий прыжок вверх
А кому зарядки мало - развести руки в стороны на уровне пояса
Начинаем все с начала. ладонями вверх
Воспитатель: А теперь следующая страничка. Но сначала отгадайте загадки:
1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
2. Только солнышко пригрело – появился из-под снега самый первый, тонкий нежный… Что это за цветок? (подснежник)
3. Кувшинки и блюдца не тонут не бьются. (Кувшинка)
4. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
5. Эй, звоночек, синий цвет! С язычком, а звона нет. (Колокольчик)
3 страничка «Цветы»
Воспитатель: Эта страничка очень красивая. А еще какие цветы растут в нашем крае?
Дети: мать-и-мачеха, незабудка, фиалка, василек.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему эти цветы занесены в Красную книгу?
Дети: выслушать ответы детей.
Воспитатель: Если бы каждый человек поступал так, как вы говорите, как много было бы красивых цветов на лугу, в лесу. Сколько бы цветов сохранилось в нашем крае. Изучайте цветы, узнавайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакомьтесь с теми свойствами растений, которые человек может использовать для здоровья!
Игра «Собери Букет» (разрезные картинки)
Следующая страничка необычная, а называется она
«Юные экологи» - 4 страничка
- Сейчас мы посмотрим, как вы помогаете природе.
1. Вот вы увидели муравейник и быстрее к нему. Нет, мы не разрушим его, просто близко к нему подойдем, чтобы за муравьями понаблюдать. Можно так делать?
2. А вот, гуляя по лесу или лугу, увидели красивую бабочку, стрекозу. Осторожно подошли. Поймали, просто подержали в руках, рассмотрели и отпустили. Правильно ли мы поступаем?
3. Какие красивые кусты сирени. Подошли, потянули ветку к себе, нарвали целый букет, да еще один. Правильно ли вы поступили?
Воспитатель: Вижу, что вы, ребята, многое знаете о природе. Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.
«Правила друзей природы»
(дети показывают таблички и говорят правило)
1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывайте паутину и не убивайте пауков.
4. Не разоряйте птичьих гнезд.
5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
6. Не шумите в лесу, шумом вы отпугиваете животных, мешаете им.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по любимому краю.
Вы, настоящие знатоки природы нашего края!
Награждение (вручение медалей «Юный эколог»)
Любите и охраняйте природу нашего края!
Песня «У мосточка, у реки» (с движениями)