наталия щербакова
Конспект открытого занятия «Музыкальный сундучок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка конспекта открытого занятия в старшей группе "Музыкальный сундучок " в старшей группе детского сада на тему "Знакомство с народными музыкальными инструментами". На занятии дети отправляются в путешествие в загадочный музыкальный лес. На полянке они находят волшебный сундучок, в котором лежат народные музыкальные инструменты. Педагог знакомит детей с происхождением и названием этих инструментов, рассказывает о характере их звучания: шумовые, струнные, ударные, духовые, клавишно- язычковые. Рассказ сопровождается показом этих инструментов и фонограммами их звучания. Затем детям предлагается дидактическая игра " Отгадай, какой инструмент звучит?" Дети слушают оркестровое исполнение народной мелодии и услышав определённый инструмент, поднимают картинку с изображением этого инструмента. На занятии дети играют в музыкальную игру "Весёлый бубен", а в конце исполняют народную мелодию в оркестре детских музыкальных инструментов.
Публикация «Конспект открытого занятия „Музыкальный сундучок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
«Музыкальный сундучок»-
конспект занятия в старшей группе на тему «Знакомство с народными музыкальными инструментами».
Цель занятия : Расширение и закрепление знаний детей о русских народных инструментах. Развитие музыкальных и творческих способностей детей, путём приобщения к русскому народному искусству. Приобщение детей к навыкам элементарного музицирования,
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием;
- Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух, чувство ритма, сенсорные способности детей и мелкую моторику рук;
-Развивать внимание, память, интонационно - стилевые представления, звуковысотный слух и эмоциональную отзывчивость;
-Воспитывать музыкальную культуру, прививать интерес к народной музыке, желание исполнять её в оркестре;
-Развивать творческие способности детей;
Музыкальный репертуар :
-Фонограммы звучания наигрышей и мелодий в исполнении народных инструментов;
Материалы и оборудование:
-Дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент»;
-Музыкальные инструменты : шумовые, духовые, струнные и ударные;
-Иллюстрации с изображением народных инструментов;
-Волшебный сундучок с музыкальными инструментами;
Предварительная работа:
-Беседы о народных музыкальных инструментах с показом иллюстраций и инструментов, слушание звучания этих инструментов;
-Индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах;
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются и садятся на стульчики.
Муз. рук: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие! В страну музыкальных инструментов! А поедем мы на весёлом поезде! Занимайте скорее места в вагончиках! Поезд отправляется!
Ритмическая игра «Поезд»
фонограмма «Новогодняя полька» муз. И. Штрауса.
Муз. рук: Ну, вот мы и приехали в волшебный лес! Посмотрите на полянке сундучок стоит! Посмотрим, что в нем? (Открывает).
Ой! Сундучок тот не простой! Сундучок тот расписной!
Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом!
Да в нем народные музыкальные инструменты! Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как появились на Руси народные инструменты? (Да) Ну, тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно. Лес- это родина народных инструментов. Ведь человек всегда старался подражать звукам родной природы.
1. Погремушка
Услышали люди как шуршит семенами на ветру акация и придумали музыкальный инструмент- погремушку. Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка – (Ребёнок играет). Погремушки бывают разные. Какие вы знаете названия погремушек? (маракасы, бубенцы- разнообразные)
Какой звук у маракасов? (глухой) А бубенцы какой звук издают? (звонкий)
2. Трещетка
Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил ударный музыкальный инструмент трещотку. Деревянные пластиночки, нанизаны на две верёвки, стучатся друг о друга и трещат. В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или по самому инструменту чем-нибудь бьют. Послушайте, как звучит трещётка (Репбёнок играет).
3. Ложки
А вот дятел застучал по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент деревянные ложки. А как вы думаете, к каким инструментам относятся ложки? (ударным) Почему? Давайте послушаем, как звучат ложки. (Ребёнок играет)
4. Бубен
Муз. рук: А теперь отгадайте загадку:
Колокольчики на нем,
По нему мы громко бьем,
С ним играть сейчас мы будем,
Дайте в руки звонкий…. (бубен)
Послушайте, как звучит бубен (Ребёнок играет)
К каким музыкальным инструментам относится бубен? (ударный) Посмотрите, какие разные бывают бубны. (показывает бубны)
Муз. рук: Ну, что ж, я предлагаю немного подвигаться и поиграть с бубном в весёлую музыкальную игру.
Дети встают в круг, водящий стоит в центре с бубном.
Игра «Кто скорей ударит в бубен?»- муз. Филиппенко.
5. Свирель
Муз. рук: Вышел человек на берег реки и услышал, как ветер гудит в стеблях камыша. Срезал стебелёк, сделал сбоку отверстия, подул в него, закрывая пальцами по очереди эти отверстия- вот и получится духовой музыкальный инструмент, который называется дудочка- свирель (показывает разные дудочки)
Такие дудочки можно смастерить из дерева.
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот музыкальный
Называется… (Свирель)
Давайте послушаем волшебные звуки свирели- (фонограмма)
Как вы считаете, почему свирель относится к духовым инструментам? (Ответ).
Разные народные инструменты, с которыми мы с вами уже знакомы, спрятались сундучке, давайте их назовё м :
(вызывает по очереди детей, которые достают из сундучка инструменты, называют их: треугольник, колотушка, рубель, барабан, металлофон, ксилофон и играют на них).
6. Балалайка
Муз. рук: Ребята, а теперь скажите: о каком инструменте сейчас
пойдёт сейчас речь?
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Ой, звенит она, звенит
Всех игрою веселит!
Кто такая? Отгадай-ка…
Что же это? (Балалайка)
Муз. рук: Вот какая красавица балалайка пришла сегодня к нам познакомиться! (показывает инструмент)
Балалайка – струнный музыкальный инструмент, который придумал и изготовил русский народ. Балалайку делают из дерева. Похожа она на треугольник. На балалайке три струны. Для того чтобы зазвучала музыка, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам. Музыканта, играющего на балалайке, называют – балалаечником. Послушайте, как звучит балалайка. (фонограмма)
7. Гармонь
Муз. рук: И ещё один народный музыкальный инструмент сегодня нам подарит волшебный сундучок!
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
Гармонь- музыкальный символ России. Это клавишно- язычковый инструмент. По бокам гармони находятся планки с кнопочками или клавишами. Между ними находится камера из ткани- меха, в которую закачивается воздух. Музыка звучит, когда сжимают и разжимают гармонь и при этом нажимают на кнопочки.
Музыканта, играющего на гармошке, называют – гармонистом.
(фонограмма)
Муз. рук: Ответьте мне, ребята, почему инструменты называются народными? (ответ) А какими бывают народные инструменты по звучанию? (шумовые, ударные, струнные, духовые, клавишно- язычковые)
Муз. рук: Ну, что, понравились вам народные музыкальные инструменты из волшебного сундучка? (ответы)
А теперь мы поиграем в игру.
Дидактическая игра «Отгадай, какой инструмент звучит?»
Детям раздают иллюстрации с изображением народных инструментов. Звучит фонограмма оркестра народных инструментов. Дети поднимают карточку с изображением звучащего инструмента.
Муз. рук: Ах, как задорно звучат русские народные инструменты! Предлагаю вам всем сыграть на них в детском оркестре!
Инструменты в руки взяли
Вместе, дружно заиграли
Нам играть не надоест
Прозвучит сейчас?. (Оркестр).
«Детский оркестр»- фонограмма «Ах, ты, берёза»- р. н. м.
Дети играют на бубнах, ложках, трещётках, треугольниках и бубенцах.
Муз. рук: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А теперь пора отправляться домой! Я надеюсь, что вам было интересно. Желаю вам вырасти настоящими музыкантами, с удовольствием слушать и любить русскую народную музыку.
Дети садятся в поезд и отправляются в группу. (фонограмма)